Интересы Республики Казахстан с учетом взаимоотношений между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан

АНАЛИТИКА

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В связи с особенным географическим положением, между Кыргызской Республики и Республики Узбекистан исторически сложились определенные политические, культурно-гуманитарные и торгово-экономические связи, развитие которых, в настоящее время, является одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности Кыргызской Республики.

Протяженность участка госграницы КР с РУ составляет 1295 км. С кыргызской стороны в трех областях (Ошская, Джалал-Абадская, Баткентская) проживает 2,8 млн. человек, а в четырех узбекских (Ферганская, Андижанская, Наманганская и Ташкентская) численность населения составляет порядка 10,3 млн. человек. На границе между Кыргызстаном и Узбекистаном предусмотрено 11 автомобильных и 4 железнодорожных пунктов пропуска.

Двусторонние отношения между КР и РУ основываются на договорно-правовой базе, составляющей более 140 договоров (78 действующих двусторонних, 16 двухсторонних прекративших свое действие, 4 не вступивших в силу, 23 требующих дополнительного обсуждения, 21 документ не имеющих статуса международных договоров).

По оценкам экспертов, в последние годы в отношениях между Кыргызстаном и Узбекистаном происходит постоянный рост напряженности. Основными проблемами во взаимоотношениях между государствами являются:

- незавершенность процесса делимитации и демаркации государственной границы и, как следствие, наличие большого количества спорных участков;

- обоюдные обвинения в целенаправленной деятельности по поддержке деятельности на территории сопредельного государства лиц из состава экстремистских и террористических организаций для дестабилизации внутриполитической обстановки;

- нерешенность вопросов собственности на нефтегазовые месторождения; 

- препятствование со стороны РУ в развитии торгово-экономических отношений; 

- распределение водных ресурсов;

Одной из основных является проблема демаркации и делимитации границы. 

В настоящее время кыргызская сторона возлагает надежды по оживлению двусторонних отношений и разрешению существующих проблем на очередное восьмое заседание совместной кыргызско-узбекской межправительственной комиссии. Однако сроки ее проведения, начиная с марта 2012 года, постоянно переносятся и точная дата проведения не определена.  

В настоящее время в рамках делимитации и демаркации кыргызско-узбекской госграницы достигнута договоренность по 1059 из 1295 км. Незавершенными остаются переговоры по вопросу собственности на оставшиеся 58 оспариваемых участков и о порядке доступа к узбекским анклавам на территории КР Сох (площадь 325 кв. км., население 52 тыс. человек) и Шахимардан (площадь 90 кв.км., население более 5 тыс. человека), а также к кыргызскому анклаву на территории РУ Барак (площадь около 4 кв. км., население около 1 тыс. чел.). 

По мнению кыргызской стороны, используя сложившееся положение, узбекская сторона продолжает процесс установления пограничных рвов и заграждений, проводя линию гос.границы по своему усмотрению. Свои действия оправдывает стремлением защитится от проникновения в РУ членов радикальных экстремистских и террористических организаций, якобы, имеющих обширную сеть в южном регионе КР и стремящихся к экспансии своего влияния в Узбекистан. 

Актуальным для Кыргызстана остается необходимость решения вопроса собственности на нефтегазовые месторождения. В мае 2011г., парламент Кыргызстана принял проект постановления, требующего передачи Кыргызстану контроля над газохранилищами «Северный Сох», «Чонгара-Галча». По расчетам специалистов, через газохранилище "Северный Сох", прокачивается около 4 миллиардов кубометров газа в год, и арендная плата могла бы составить около $900 тысяч в год. Также неправомерной была признана и эксплуатация узбекской стороной газового месторождения «Чонгара-Галча», а также газовой магистрали Урсатьевская – Фергана. По экспертным оценкам, сумма оплаты узбекской стороной за транзит газа по всем газопроводам, проходящим по территории Кыргызстана, могла бы составить около $4 млн. в год. 

Учитывая сложность и многогранность вышеназванной проблемы парламент КР, рекомендовал правительству создать совместное с Узбекистаном предприятие по эксплуатации месторождений. При этом согласно документа узбекская сторона должна выплатить штраф в размере 5 млн. долларов за выкачанные в течении 20 лет нефть и газ.    В июне 2012 года вопрос в отношении газохранилищ в Баткентской области вновь получил резкую активизацию. Сначала на закрытом заседании парламентского комитет по обороне и безопасности, а в последующем на пленарном заседании парламента депутатами Жогорку Кенеш было принято решение поручить правительству Кыргызстана приступить к эксплуатации газохранилища Северный Сох на основании того, что тот расположен на территории КР. 

По мнению экспертов, такое решение является популистским и продиктованным внутренними политическими конфликтами. С одной стороны парламент стремится продемонстрировать перед общественностью свою активную работу, в первую очередь по защите национальных интересов Кыргызстана. При этом, с другой стороны, правительству во главе с О.Бабановым ставится невыполнимая задача, с которой кабинет министров заведомо не справится. В итоге у многочисленных противников премьер-министра появится дополнительная возможность критиковать его деятельность с целью инициирования отставки правительства.   

Другой значимой проблемой в двусторонних взаимоотношениях является снижение уровня торгово-экономических отношений между странами и положение узбекской диаспоры на юге КР.  Начиная с 2010 наблюдается снижение товарооборота между КР и РУ. В 2011 году он составил 20,8 млн. долларов США. В результате открытия в ноябре 2012г. 6 из 15 существующих пунктов пропуска, товарооборот возрос и за первый квартал 2012 года составил 65,15 млн. долларов США. Однако эти показатели считаются низкими по сравнению с предыдущими годами. 

В результате, по мнению специалистов, в настоящее время изоляционистские меры, несогласованность действий властей КР и РУ, а также несовершенное законодательство двух стран препятствуют достижению вопросов безопасного пересечения границ, движению капиталов, подрывают общий рынок труда в рамках всего региона. Это усугубляет неравномерность социально-экономического развития, увеличивает бедность и нестабильность в регионе. Приграничная торговля превратилась в зону действий теневого капитала, который стимулирует распространение коррупции. 

Относительно положения узбекской диаспоры на юге Кыргызстана представители НПО, общественными деятелями и политологами отмечается факты притеснения лиц узбекской национальности в регионе, как со стороны государственных органов, так и со стороны населения кыргызской национальности.

При обращении в административные органы, с этнических узбеков требуют неофициальную дополнительную плату за услуги. Правоохранительные органы при возникновении конфликтных ситуаций склонны без разбирательств возложить вину за произошедшее на этнических узбеков. Со стороны населения кыргызской национальности в бытовых моментах также отмечены постоянные необоснованные нападки на узбеков. 

Следует отметить, что на выборах президента КР осенью 2011 года победе А.Атамбаева во многом способствовала поддержка электората узбекской национальности. На фоне наличия в южных областях КР большого количества сторонников оппозиции, это значительно повлияло на рост негатива в отношении этнических узбеков. 

При этом эксперты, как результат вышеназванного давления отмечают рост протестных настроений со стороны узбекского населения юга КР. Потенциально это ведет к обострению внутриполитической обстановки и создает возможность возникновения новых межэтнических противоречий.  

Со стороны руководства КР предпринимаются определенные меры по изменению сложившейся ситуации. Так, в 2011 году была введена практика денежного стимулирования со стороны государства совместных кыргызско-узбекских браков. Также представителями органов местной администрации и представителей духовенства проводится разъяснительная работа, направленная на укрепление толерантности в обществе. Руководством КР разрабатывается новая концепция межэтнического согласия. 

Касательно проблематики конфликта между КР и РУ в вопросе использования водных ресурсов нужно отметить, что она основывается на том, что Кыргызстан выдвигает требования финансовых компенсаций за работу гидроэлекторостанций в ирригационном режиме в интересах Узбекистана. Однако, по мнению экспертов, платное водопользование является малоперспективной идеей возникшей в результате попыток решения проблем бедности. Рассматриваемая в настоящее время перспектива строительства четырех новых гидроэнергетических объектов, кыргызская сторона видит перспективу использовать в будущем свой «водный кран» в ответ на «газовый вентиль» Узбекистана. 

РУ в ответ продолжает строительство дополнительных водохранилищ. По данным экспертов, к 30 имеющимся планируется построить еще около 15, крупнейшими из которых будут «Кенгулисой» и «Жийдалий». За счет них узбекская сторона планирует создавать достаточный резерв воды для обеспечения своей ирригационной системы в период полевых работ необходимыми объемами поливных вод.  

При рассмотрении проекта строительства Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги узбекская сторона занимает выжидательную позицию. При обсуждении проекта на заседания трехсторонних комиссий высказывает готовность участвовать в проекте.

Вместе с проектом ККУЖД в настоящее время существует альтернативный проект Чуй-Фергана предусматривающий три варианта прокладки маршрута железной дороги. Стоимость ее строительства оценивается в размере от 1,5 до 5 млрд. долларов США, в то время как по расчетам китайской стороны на строительство ККУЖД потребуется от 2 до 4 млрд. долларов США. 

В силу тех обстоятельств, что в любом случае все варианты маршрутов железной дороги в конечном пункте замкнуться на присоединение к узбекской ветки железной дороги, руководство РУ уверено, что будет иметь возможность диктовать свои условия и сможет добиться экономических и политических преференций.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что взаимоотношения между КР и РУ носят характер вынужденного общения с достижением временных решений. Наиболее значимыми препятствиями на пути к достижению снижения градуса напряженности между КР и РУ будут оставаться:

- нежелание узбекской и кыргызской стороны идти на конструктивный диалог в отношении газохранилищ и месторождений в Баткентской области КР;

- озабоченность руководства Кыргызстана внутриполитическими проблемами по формированию власти и борьба между политическими группами и элитами за доминирующее положение, при которой все остальные вопросы отодвигаются на второй план;

- ограниченный режим пересечения границы физическими лицами и официальный запрет на взаимную торговлю. Отсутствие официальных пунктов пропуска через государственную границу в регионах значимых для трансграничной торговли. 

Как считают специалисты, продолжающееся осложнение социально-экономического положения Кыргызстана и изоляционистская политика Узбекистана вряд ли, в ближайшее время, будет способствовать решению вопросов между КР и РУ. Кардинальные изменения, по мнению экспертов, в направлении развития двусторонних взаимоотношений возможно ожидать после смены нынешнего высшего руководства Узбекистана. 

Как известно, негативными последствиями для Республики Казахстан прежде всего может стать вопрос в распределении водно-энергетических ресурсов, для полноценного обеспечения сельскохозяйственной деятельности в южном регионе Республики Казахстан в летние месяцы необходим увеличенный сброс воды на ГРЭС Токтогульского водохранилища. При этом попутно узбекская сторона также получит большие объемы поливных вод. Кыргызская сторона делает подобные сбросы в обмен на покупку казахстанской стороной дополнительного количества электроэнергии. В результате РУ получает необходимую для полива полей воду за счет РК. 

На основании вышесказанного для Республики Казахстан будет приемлемо принять участие в строительстве новых гидроэнергетических сооружений на реке Нарын. В этом случае появится возможность участвовать в контроле распределения гидроэнергетических ресурсов в Центральной Азии. 

В настоящее время между руководством КР и КНР достигнуто окончательное политическое решение о начале строительства ККУЖД. Неразрешенным остается вопрос кто будет осуществлять строительство совместно предприятие, или это будет полностью китайское. Кроме того, не достигнута договоренность в отношении ширины колеи железной дороги.

По мнению Посольства, казахстанской стороне необходимо принять активное участие в поставке материалов для строительства железной дороги, а в последующем в поставке вагонов и электровозов, выпускаемых на предприятиях Республики Казахстан. 

В области оказания помощи Кыргызстану в разрешении основной проблемы КР связанной с незавершенность демаркации и делимитации государственной границы между КР и РУ, Республика Казахстан может предложить консультативную помощь казахстанских экспертов. 

Учитывая внешнеполитические взгляды руководства РУ и его амбиции в получении статуса лидирующего государства в Центральноазитском регионе, выступление РК в качестве посредника для урегулирования пограничных вопросов не принесет значимых результатов. Касательно вопроса межэтнических проблем юга Кыргызстана для казахстанской стороны также предпочтительнее занимать позицию невмешательства во внутренние дела Кыргызстана. При этом увеличить объемы культурно - гуманитарной и экономической помощи для КР.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить