Сближение Республики Узбекистан с США

АНАЛИТИКА

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В настоящее время США проявляет повышенный интерес в отношении Республики Узбекистан. Официальным определяющим вектором направленности, является расширение сотрудничества в сфере региональной безопасности. Кроме того, намечены шаги на расширение инвестиционного присутствия американской стороны в РУ.Считается, что после проведенного  в начале августа 2012 года третьего раунда двусторонних консультаций между руководством РУ и США (помощник государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк), Узбекистан принял статус самого важного стратегического партнера США в Центральной Азии. 

За время военного присутствия в Афганистане, США создали в ИРА стратегический плацдарм, который необходимо, при выводе войск НАТО из Афганистана, расширить по территории стран Центальноазиатского региона. Республика Узбекистан является первым наиболее оптимальным объектом такого расширения.Повышенный интерес США в отношении РУ так же связан с тем,что Узбекистан является ключевым пунктом в составе Северной распределительной сети (СРС) и  выступает в качестве транспортно-коммуникационной составляющей, соединяя порты Балтийского и Черного морей с Афганистаном. 

Наиболее значимым логистическим пунктом для доставки грузов в Афганистан по СРС считается участок железной дороги «Тошгузар-Бойсун-Кумкурган» с ключевым перевалочным пунктом - переходом Термез-Хайратон на границе РУ и ИРА. Он обеспечивает транзит до 70% следующих по СРС грузов (по СРС перевозится около 40% всех грузов для коалиции сил НАТО в ИРА, в том числе свыше 80% всего ГСМ). В первом полугодии 2012 г. через участок узбекско-афганской границы было перевезено около 3,3 млн.т. грузов.

В результате открытия моста Хайратон (р. Амударья), единственной ж/д ветки, узбекская сторона приобрела особый статус значимости для США. Активное продолжение строительства ж/д участка Мазари-Шариф - Шиберган усиливает вышеназванную значимость РУ в трансафганском транспортном коридоре.При этом экспертами делается вывод о том, что на фоне возрастающей значимости РУ в качестве звена в цепи поставок грузов в Афганистан, после начала вывода войск НАТО из ИРА, территория Узбекистана будет активно использоваться в качестве транзитного пути,поэтому пропорционально развитию транспортных коммуникаций, будет усиливаться значимость РУ, территория которой в перспективе может стать опорой контингента сил НАТО в Афганистане. 

Верхняя палата парламента РУ рассматривает, инициированный президентом И.Каримовым и принятый 02.08.12г. нижней палатой Закон «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности РУ», согласно нему Узбекистан оставляет за собой право входить, выходить или приостанавливать членство в различных военно-политических и иных блоках в зависимости от ситуативных предпочтений или долгосрочных перспектив, но непременно исходя из собственных интересов. При этом исключается возможность размещения на территории РУ иностранных военных баз, иностранного воинского контингента. 

Не смотря на это, по мнению аналитиков, вышеназванный закон не будет являться препятствием для реализации планов США по использования РУ в своих целях (обеспечение поставок грузов США и НАТО в ИРА, вывода контингента этих сил из Афганистана). 

Военно – политическое руководство РУ высказалось о том, что будет продолжать строительство социально-экономических и инфраструктурных объектов в Афганистане и предоставлять свою территорию международным силам для транзита невоенных грузов в ИРА и обратно. Примечательно то, что в отношении авиабазы в г.Термез, руководством РУ заявлено, что она работает в рамках решений ООН и продолжит деятельность по транзитному обеспечению перебросок войск и грузов в Афганистан. 

Также экспертами отмечается, что принимаемая в РУ Концепция предоставляет военно-политическому руководству Узбекистана изменять свои решения в зависимости со складывающейся обстановкой в регионе и в случае возникновения ситуаций потенциально угрожающим государственности Республики Узбекистан.По мнению военных специалистов, официальный отказ РУ от размещения на своей территории иностранного военного контингента, при предоставлении территории для транзита грузов, не будет препятствовать использованию американской стороной РУ в качестве плацдарма для переброски подразделений специального назначения, поэтому предпринятые руководством Узбекистана меры расцениваются как готовность идти на диалог с США и являются способом создания возможности для получения большего числа преференций. 

В августе текущего года, в ходе визита в РУ Р.Блейка, было проведено детальное обсуждение возможности удовлетворения сторонами обоюдных интересов при расширении сотрудничества.Спектр преследуемых США и РУ целей обширен и ожидается детальное обсуждение каждого из пунктов. 

Созданные узбекской стороной таких условий как: центральная роль в поставке гуманитарных грузов и грузов для поддержки сил НАТО в Афганистан по построенной ею ж/д, поставки электроэнергии, проведение оптико-волоконных сетей из РУ в ИРА и т.д, являются  это гарантиями всесторонней политической поддержки на региональном и мировом уровне. 

Одним из требований военно-политического руководства РУ это организация визита президента США в Узбекистан, для поднятия авторитета президента И.Каримова на международном уровне, демонстрации наличия мощной поддержки и нового вектора международного сотрудничества.  

Еще одним шагом в продвижении интересов Узбекистана стали плодотворные действия со стороны США, повлиявшие на руководство Таджикистана, остановить работы по строительству Рогунской ГЭС, что для РУ является принципиальным вопросом. Руководство РУ одной из основных целей видит занятие лидирующего положения в ЦА с уменьшением значимости Республики Казахстан, в том числе в вопросе распределения водно-энергетических ресурсов.Еще одним демонстративным шагом со стороны США по выполнению требований узбекской стороны стало снятие в январе текущего года ограничений на поставку Узбекистану средств для борьбы с угрозой со стороны террористических группировок и наркобизнеса.

В США за 2013 год увеличена до 1,8 млн. долларов США сумма военного финансирования, дополнительно выделялось 743 тыс. долларов США для поддержки деятельности силовых структур. 

В рамках перевооружения своих ВС на современные виды вооружения узбекская сторона выдвигает требования бесплатной передачи ей 40% вывозимого в будущем с территории Афганистана вооружения и военной техники (ВВТ). В связи с наихудшим состоянием ВВС РУ, особое внимание уделяется воздушным летательным аппаратам, акцентированное внимание беспилотным летательным аппаратам (БПЛА).Кроме того, по мнению ряда экспертов, развивая взаимоотношения с США, Узбекистан предпринимает попытки гарантировать себя от активной деятельности террористических и экстремистских организаций, сотрудничающих с американской стороной и направляемых ею для дестабилизации обстановки в странах центральноазиатского региона с последующей насильственной сменой власти. Дополнительной целью руководства РУ является снижение уровня распространения наркотических средств на территории Узбекистана в условиях, когда США становится кардинатором наркотрафика в регионе.По вопросам экономического сотрудничества ожидается рост американских инвестиций в экономику Узбекистана. Первым проектом стало открытий в РУ завода General Motors. Остальные проекты, в том числе по значительному расширению значимости РУ в международных авиаперевозках, находятся на стадии рассмотрения и их успешное продвижение намечено на период после начала выполнения узбекской стороной требований США.

Американская сторона своими требованиями считает гарантии сохранения узбекской своего уверенного партнерства в обеспечении бесперебойного функционирования Северной распределительной сети , в свою очередьРУ обязана создать все возможности для работы проамериканских НПО, деятельность которых в настоящее время находится на полулегальном положении. Официально основная направленность их деятельности – защита прав человека и реализация социальных проектов. При этом предусматривается, что часть из них, будет иметь имунитет  от преследования спецслужбами РУ и  работать в интересах спецслужб США по другим странам ЦА региона. 

По мнению ряда экспертов, специализирующихся на вопросах деятельности террористических организаций и наркотрафика, еще одним требованием американской стороны будет являться оказание помощи в транзите наркотических средств и содействии в распространении радикальных религиозных организаций на страны Центральной Азии (стремление США участвовать в подготовке антинаркотических подразделений РУ).

Еще одним официальным требованием американской стороны является необходимость принятия в РУ закона по ограничению конвертации валюты.Принципиальный переход РУ, в рамках принимаемой концепции внешней политики, от участия в многосторонних договорах на двухсторонние отношения, потенциально будет использоваться для предотвращения расширения транспортно – экспортных возможностей Китая. Руководство РУ опираясь на свое законодательство, под давлением США, может расторгнуть свое участие в проекте по строительству ККУЖД, воспрепятствовав КНР железнодорожному выходу на мировой рынок и не допустить принятия Кыргызстаном статуса важного транзитного государства. 

Потенциально, негативными моментами в процессе сближения Республики Узбекистан с США для Республики Казахстан может стать несколько моментов. 

Основными является увеличение экспансии деятельности членов запрещенных религиозных радикальных организаций подконтрольных спецслужбам США с территории РУ в РК для целенаправленной дестабилизации внутриполитической обстановки. 

Возможно ожидать увеличение потока наркотических средств на территорию РК из-за неофициальной договоренности между РУ и США, о недопущении распространения наркотических средств на территории Узбекистана, и координации маршрутов наркотрафика.  

Ожидается усиление разведывательной деятельности спецслужб РУ в отношении РК во взаимодействии с сотрудниками проамериканских НПО.

Опираясь на анализ имевших ранее место прецедентов, возможно ожидать, что после передачи американской стороной для ВС РУ БПЛА, будут иметь место провокационные действия со стороны РУ в виде незаконных пересечений этими аппаратами линии государственной границы Республики Казахстан. 

Переход ВС РУ на вооружение НАТО создает условия необходимости развития сотрудничества с США в поставках боеприпасов, запасных частей и принадлежностей для ВВТ, постоянное наличие американских инструкторов, а в последующем и образованием в РУ учебных центров НАТО. Латентно такие действия могут проводится в рамках подготовки США к конфликту с Ираном.Подготовка к атакам на Иран, рост напряженность в отношениях с КНР, вынуждают США к активному поиску партнеров ЦА, где РУ выглядит наиболее приемлемым вариантом,при этом Узбекистан может стать важнейшим военным союзником США в операции в Афганистане и в подготовке размещения военных баз в ЦА вокруг Ирана.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить