О стратегическом контексте американо-азербайджанских отношений после президентских выборов

АНАЛИТИКА

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

9 октября 2013 года в Азербайджане прошли президентские выборы, по результатам которых действующий президент Ильхам Алиев был переизбран на второй пятилетний срок. Миссия наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, а также правительство США раскритиковали ход проведения выборов, в результате чего это создало напряженность в отношениях Азербайджана с западными союзниками. Азербайджан является ключевой страной для западных интересов на Кавказе и в Центральной Азии. Страна является основным поставщиком нефти в несколько средиземноморских стран, включая Израиль и в скором времени  Азербайджан может стать первым Каспийским производителем поставляющий природный газ напрямую европейским потребителям.
Азербайджанская Республика  совместно с Грузией, представляет стратегический доступ к Центральной Азии, а порт г.Баку является

ключевым логистическим центром для перегрузки различных грузов направляющихся в Афганистан. Однако Азербайджан зажат между Россией и Ираном и соответственно оба соседа хорошо понимают важность расположения Азербайджана, поэтому  ищут различные путидля предотвращения западной интеграции в Каспийское государство. Наконец, неразрешенный конфликт вокруг Нагорного Карабаха остается основной проблемой для Азербайджана. Так Нагорный Карабах и семь дополнительных районов Азербайджана остаются под контролем Армении,а посему конфликт является одним из основных факторов, отрицательно воздействующих не только на армяно-азербайджанские отношения, но и на безопасность и геополитическую среду всего Кавказского региона.
Россия в этом случае является важным гарантом безопасности Армении, но присутствие российских войск в Армении и обеспечение Россией рычагов воздействия на армянское руководство в решении крупных геополитических и экономических вопросов - осложняет разрешение нагорно-карабахского конфликта.
В ходе проведенной встречи в период с 27-28 ноября 2013 года в г.Вильнюс, в рамках программы ЕС «Восточное партнерство»,  ожидалось, что правительство Украины подпишет соглашение об ассоциации  по углубленной и всеобъемлющей свободной торговле (DCFTA) с ЕС, а другие участники программы такие как Грузия, Армения и Молдова, планировали подписание соглашения и окончательной ратификации в следующем году. Однако за несколько последних  месяцев, российские чиновники официально выражали свое недовольство и грозились серьезными экономическими последствиями, если таковые соглашения будут достигнуты.
Такое давление со стороны России, проявилось во время встречи президента Армении С.Саргсяна и президента РФ В.Путина 3 сентября в Москве. На которой было объявлено, что Армения намерена присоединится к Таможенному союзу, в следствии чего дальнейшее присоединение Армении к Соглашению об ассоциации с ЕС будет невозможным. Воодушевленная этим успехом в отношении Армении и ограниченным ответом  западных стран, Россия применяет подобную тактику и с другими государствами, используя торговые санкции и различные политические инструменты.
21 ноября Украина объявила о своем решении не подписывать соглашение и проводить процесс трехсторонней торговли и экономической интеграции «Россия-Украина-ЕС». Это может быть тактическим отступлением, а не стратегическим поражением европейской интеграции Украины, однако  ясно, что Россия предпримет все шаги для того чтобы Украина присоединилась к Таможенному союзу.
В декабре 2012 года, бывший госсекретарь США Х.Клинтон  в ходе своего выступления упомянула о непосредственной угрозе влияния России в регионе, заявив - «существует движение повторной советизации региона и это может называться   таможенным или евразийским союзом. В нынешний состав  Таможенного союза входят Россия, Казахстан и Беларусь, и планы России - значительно увеличить членство в ближайшее время и Азербайджан станет главным ориентиром».
Это многоуровневое давление создает серьезную проблему безопасности для Азербайджана.  Напряженность в отношениях между США и Азербайджаном будет нести ущерб интересам обеих стран и может в контексте других российских действий значительно ослабить и даже полностью изменить стратегические выигрыши Запада на Кавказе и в Центральной Азии, которые были достигнуты в течение последних двух десятилетий. Азербайджан находится в центре нескольких стратегических проектов, которые имеют большое значение для национальных интересов США и их реализация не должна быть нарушена. Первичный интерес это материально-техническое обеспечение для вывода американских войск и техники из Афганистана в 2014 году и за его пределами, в которых морские и воздушные порты г.Баку, а также Азербайджана и  грузинские железные дороги играют очень важную роль. Второй стратегический интерес это реализация Южного газового коридора, который будет поставлять природный газ союзникам США в Европе через сложный комплекс трубопроводов растянутых из оффшорных каспийских месторождений на итальянский рынок через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию. Таким образом, для того чтобы выполнить свои важные региональные функции и сохранить свой суверенитет под растущим давлением, Азербайджан будет искать сильной политической поддержки извне.
Понимая этот факт,  президент России В.Путин регулярно встречается лицом к лицу с региональными лидерами, так 13 августа текущего года он лично посетил г. Баку  и привез с собой несколько высокопоставленных официальных лиц, чтобы продемонстрировать значение Азербайджана для российской политики.
Важность личного взаимодействия на высоком уровне также понимают и китайские лидеры. Что касается  США, то ввиду занятности администрации президента  другими важными вопросами, частых президентских поездок в регион никто не ожидает.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить