Возможные планы радикальных группировок на территории центрально – азиатских стран

АНАЛИТИКА

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Распространение исламского религиозно-политического экстремизма в Кыргызстане происходит в соответствии с общими закономерностями развития данного феномена в центральноазиатском регионе. Религиозная ситуация в Кыргызстане развивается как неотъемлемая часть дестабилизирующих внутриполитическую обстановку политических разногласий и межнациональных столкновений. Ситуация усугубляется наличием противоречий внутри исламской конфессии, раздираемой конкурирующим группировками, сформировавшимися вокруг влиятельных религиозных деятелей в борьбе за сферу влияния на верующих. Дополнительным фактором, расшатывающим религиозную ситуацию и делающую ее важным дестабилизирующим элементом,  является большой наплыв миссионеров - представителей нетрадиционных течений, которые используют низкий уровень просвещенности верующих в вопросах теологии в пользу активизации экстремистской деятельности радикальных религиозных организаций.
О постепенной исламизации кыргызстанского общества также свидетельствует внедрение в республике принципов исламского финансирования, открытая демонстрация политической элиты приверженности к исламу (инициатива депутатов об открытии в здании парламента молельной комнаты, участие президента в праздничном намазе на центральной площади, публичное жертвоприношение организованное депутатами на прилегающей к

административному зданию Жогорку Кенеш территории и др.). В данном контексте также рассматриваются открытое использование исламского фактора в период предвыборных кампаний; создание политиками собственных религиозных партий и движений; выдвижение госчиновниками отдельных инициатив по распространению норм шариата.
По примеру других государств Центральной Азии, решением судебных органов на территории Кыргызстана запрещена и преследуется деятельность 8 экстремистских и террористических организаций: «Аль-Каида», «Движение Талибан», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс» («Конгра-Гель»), «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Хизбут-Тахрир-аль-Ислами», «Группа джихада» («Союз Исламского джихада»), «Исламская партия Туркестана» («Исламское движение Узбекистана»).
В то же время ряд менее известных, но не менее опасных радикальных организаций, не попавших в этот список, активно развивают свою деятельность на территории КР. Наиболее активной считается «Таблиги Джамагат». Она не имеет официальной регистрации в соответствующих органах Кыргызстана и не признана властями в качестве запрещенной и пропагандирующей противоправные идеи. При этом в основе идеологии «Таблиги Джамагат» лежит строгое подчинение нормам шариата, соблюдение умеренности вплоть до аскетизма. Примечательно, что организация официально пропагандирует свою отстраненность от политической деятельности, однако в последнее время отмечено стремление ее членов  расширить влияние на духовные ценности общества, а также попытки усилить позиции в руководстве Духовного Управления мусульман Кыргызстана (ДУМК).
По оценкам экспертов, сдержанный подход властей Кыргызстана в отношении подобных организаций, слабость ДУМК и то, что политические силы КР рассматривают возможность использования их членов в выборный период, как составляющую часть своего электората, способствует расширению влияния вышеназванных организаций на внутриполитическую обстановку. Отмечается негативная тенденция роста роли религии в борьбе за власть противоборствующих политических групп КР, которые все чаще используют религиозного фактора для продвижения своих политических интересов. Учитывая постоянное падение доверия общества к институтам государственной власти, политики все чаще стали обращаться к религиозным ценностям в надежде получить поддержку духовных лидеров, а через них - симпатии населения. Еще одним внутренним фактором, способствующим развитию радикальных религиозных организаций является постоянные  конфликты между отдельными духовными лидерами Кыргызстана на фоне слабой религиозной грамотности населения, что увеличивает роль региональной принадлежности и представляет серьезную проблему для внутриобщинных отношений и стабильности государства.
Кроме внутренних факторов существуют и внешние, благоприятствующие распространению религиозного экстремизма к которым специалисты относят:
1. Расположение стран центральноазиатского региона, непосредственно вблизи от Афганистана, СУАР КНР, Северного Кавказа, от которых исходит опасность распространения политического и религиозного экстремизма.
2. Межгосударственные противоречия внутри центральноазиатского региона, обусловленные земельными, водными, этническими аспектами, которые могут повлиять на рост политического и религиозного экстремизма.
3. Заинтересованность США и стран ЕС в дестабилизации внутриполитической ситуации в регионе для ослабления местных правительств и установления своего идеологического влияния.
Эксперты силовых структур делают вывод о том, что США в т.ч. посредством МНПО критикуют политики РУ, РТ, КР и Туркмении в области религии, межнационального согласия с направленностью  на ее обострение и дальнейшее использование в своих интересах. Кроме того, американская сторона активно финансово поддерживает идею создания в странах центральноаиатского региона зависимого от них контингента, так называемой «пятой колонны» для достижения своих интересов по установлению в регионе своего влияния. При этом склонны к использованию религиозно-экстремистских организаций идеологией которых является салафизм,  для  привлечения не опытной в религиозном отношении молодежи. Вышеназванные внешние и внутренние факторы постепенно неизбежно приводят к все большей исламизации общественности Кыргызстана наряду с возрастанием роли религии в борьбе за власть между противоборствующих политических групп КР. Учитывая постоянное падение доверия общества к институтам государственной власти, политики все чаще стали обращаться к религиозным ценностям в надежде получить поддержку духовных лидеров, а через них - симпатии населения. Подводя итог можно сделать следующие выводы:
1.Военно-политическая обстановка в странах центральнозиатского региона продолжает испытывать растущие вызовы и угрозы, исходящие из Афганистана и неподконтрольных пакистанских территорий. Активизация членов движения Талибан, попытки увеличения потока военных и невоенных грузов через территории стран ЦА региона, наличие военных объектов США и НАТО на их территории, предопределяет необходимость усиления готовности сил безопасности стран ЦА региона к отражению террористических атак.
2.Следует ожидать продолжающееся нарастание транзита тяжелых наркотиков из Афганистана через центральноазиатские страны в РФ и далее в страны ЕС так как наркобизнес в большинстве случаев является основным источником финансовых ресурсов радикальных экстремистских организаций.
3.В среднесрочной перспективе основная угроза региональной безопасности будет исходить из Ферганской долины, где рассредоточены локальные очаги напряженности и наблюдается тенденции приобретения ими системообразующего характера, что в перспективе может вызвать социальный взрыв и обострение межнациональных отношений.
4.В долгосрочной перспективе, Афганистан снова станет эпицентром и экспортером джихадистской идеологии в лице боевиков СИД (далее- Союз исламского джихада), ИДУ (далее- Исламское движение Узбекистана), ИПТ (далее- исламская партия Туркестана), лидеры которых направят свою энергию на изменение политического устройства стран центральноазиатского региона.
5.С учетом значительного роста религиозности населения региона, вызванного активной деятельностью радикальных организаций, а так же в связи с ухудшением социально-экономической обстановки на фоне финансового кризиса, терроризм и экстремизм имеет тенденцию к проявлению в новых, более изощренных и общественно опасных формах. Таких как массовые беспорядки под видом социальных и политических акций протеста будут предприняты попытки реализации варианта силового захвата власти террористическими и экстремистскими организациями.
6.Взаимные претензии стран региона по пограничным вопросам создают определенный фон нестабильности, которым могут воспользоваться международные террористические организации по организации различных провокаций в своих интересах.
Для недопущения подобного развития ситуации необходимо предусмотреть проведение следующих мер:
- усилить работу по недопущению распространения религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы, обязать соответствующие государственные органы постоянно работать на дискредитацию экстремистской и террористической идеологии;
- необходимо оперативно наращивать усилия стран ЦА региона не только в общей координации взаимодействия, но и принятия новых инициатив по реализации комплексных антитеррористических операций с акцентом на упреждающие мероприятия, нацеленность которых сосредоточена на дальнейшем укреплении интеграционных процессов по линии обеспечения региональной безопасности;
- с учетом активного использования Интернет ресурсов  радикальными структурами для провоцирования массовых протестных выступлений усилить борьбу с подобными формами информационного взаимодействия;
- продолжить разработку мер по перекрытию каналов финансирования и поставок вооружения террористическим формированиям. Улучшить процесс обмена информацией об их членах, формах и методах работы, планах и намерениях, возможных контактах с террористическими организациями.
- для недопущения радикализации религиозных взглядов, на государственном уровне, с подключением всех ветвей власти, на базе развернуть широкую разъяснительную работу среди граждан, направленную на четкое понимание разницы между реальным исламом и экстремизмом;
- через имеющиеся возможности, на уровне двусторонних и многосторонних отношений, оказать содействие кыргызстанской стороне в разработке концепции государственной политики в религиозной сфере, выработке рекомендаций по пересмотру положений уголовного, уголовно-процессуального и исполнительного законодательства в сторону ужесточения наказания за экстремистскую и террористическую деятельность, в том числе контролю и мониторингу за деятельностью интернет сайтов публикующих материалы экстремистского характера;
- оказать содействие в завершении разработки государственного стандарта образования в религиозной сфере и принятии мер по его внедрению в религиозные учебные заведения, внесения изменения в закон Кыргызстана «О свободе вероисповедания» и увеличении процентного порога для регистрации религиозных организаций в Государственной комиссии по делам религий;
- организовать тесное взаимодействие на уровне ДУМК КР и РК, оказание содействия в осуществлении превентивных мер, предотвращающих радикализацию религиозных настроений граждан с территории соседних государств;
- в целях организации эффективного  противодействия религиозному экстремизму активизировать обмен опытом и нормативно-правовыми актами, укрепление оперативного и пограничного контроля за лицами, подозреваемыми в связях с международными террористическими и религиозно-экстремистскими организациями, путем интенсификации  обмена списками на них и связанными с ними гражданами.
- выделить ежегодную квоту для прохождения специальных курсов повышения квалификации сотрудникам таможенных и пограничных органов, а также ГСКН, МВД Кыргызстана в специализированных учебных центрах Казахстана, а также рассмотреть возможность предоставления Кыргызстану несколько обученных в питомниках Казахстана служебных собак, специализирующихся на выявлении наркотических веществ;
- в рамках региональных объединений ШОС, ОДКБ оказать содействие правительству Кыргызстан в открытии нового антитеррористического центра на юге страны, с выделением необходимых средств по его техническому оснащению.
-  продолжить под эгидой Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ работу по выработке согласованной уголовно-правовой политики, унификации и гармонизации национального законодательства в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом государств-участников СНГ, с устранением существующих пробелов и противоречий.
Кроме того, способствующим повышению авторитета Республики Казахстан будет инициирование разработки странами центрально-азиатского региона своих проектов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в противовес предлагаемым  США  и ЕС проектам для стран Центральной Азии.
В целом, учитывая современную внутриполитическую, в т.ч. религиозную ситуацию в Кыргызстане, можно констатировать, что в свою очередь, принимая непосредственное участие в проектах Кыргызстана, в рамках региональных организаций, Казахстан имеет возможность контролировать происходящие процессы по противодействую религиозному экстремизму и своевременно реагировать на их изменения, во избежание нанесения ущерба национальным интересам и безопасности Республики Казахстан.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить