Четверг 17 августа 2017

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Монархия Саудовской Аравии переживает самые трудные времена. Речь идет не только о финансовых потерях связанных с резким падением цен на нефть на мировых рынках, но и об обвинениях саудовских властей в поддержке наиболее радикальных исламских организаций. На протяжении последних десятилетий арабские шейхи активно внедряют учение ваххабизма не только на Аравийском полуострове, но и за его пределами, который опирается на постулате возможности вести борьбу за «чистоту веры» вооруженным способом.
Сейчас руководству Саудовской Аравии придется не сладко, если будет раскручен маховик предоставления исков со стороны жертв теракта 11 сентября 2001 года в США. Не стоит забывать, что среди девятнадцати террористов угнавших самолеты, унесших жизни 2977 неповинных людей, пятнадцать были гражданами Саудовской Аравии.

Цена теракта
В настоящее время валютные резервы Саудовской Аравии стремительно тают в условиях падения цен на нефть. Валютные резервы монархии могли позволить бы пару десятилетий прожить безбедно даже в условиях низких цен на нефть. Однако, над «львиной долей» валютных резервов саудитов нависла угроза потери накопленных сбережений.
Конгресс США, а затем и Палата представителей 28 сентября смогли преодолеть вето президента Барака Обамы на «Закон 9-11», который дает право американцам подавать в суд на лиц и даже правительства стран, имеющих отношение к этим терактам. Отметим, что, по словам президента США Джорда Буша – младшего в сентябре 2006 года по самой низкой оценке ущерб от теракта составил 500 млрд. долларов.
Не успели «высохнуть чернила» по «Закону 9-11», как последовал первый иск от американки Стефани Росс Десимон, потерявшей супруга во время террористической атаки 11 сентября 2001 года. Десимон подала в суд на Саудовскую Аравию, обвинив саудовских монархов в поддержке террористический группировки «Аль-Каида» требуя денежной компенсации, размер которой пока не раскрывается.
Отметим, что в США весьма дорого оценивают жизни жертв террористических актов американцев, в отличие от жизни граждан других стран. Например, 3 июля 1988 года в результате пуска ракеты с крейсера «Vincennes», был поражен самолет Airbus Iran Air над Персидском заливом, в связи, с чем погибло 290 человек. В соответствии с мировым соглашением в феврале 1996 года между США и Ираном американское правительство выплатило компенсацию в размере 131,8 млн. долларов (248 погибших, из расчета 300 тыс. долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 тыс. долларов на иждивенцев).
Но между тем, за взрыв авиалайнера Boeing 747-121 авиакомпании Pan American
21 декабря 1988 года по маршруту Лондон – Нью-Йорк, в ходе которого погибли 270 человек, США добилось от тогдашнего руководства Ливии выплаты за каждую жертву 10 млн. долларов. В итоге выплата за жертв авиакатастрофы достигла 2,7 млрд. долларов.
Не трудно подсчитать, что в случае шквала исков по «Закону 9-11» только со стороны близких жертв 11 сентября может исчисляться десятками миллиардов долларов.

На «крючке» у США
Разумеется, монархи Саудовской Аравии грозят властям США вывести свои сотни миллиарды долларов вложенные в американские казначейские бумаги.
Но саудовские шейхи уже опоздали начинать резкие шаги по вывозу своего капитала из США, так как они могут быть заморожены для выплат жертвам террористического акта 11 сентября 2001 года. Закон предусматривает выплаты компенсаций за счет средств «стран-спонсоров терроризма» властям США, а те в соответствии с решением американских судов истцам.
Достаточно вспомнить, что в марте 2016 года суд Нью-Йорка обязал Иран выплатить страховым компаниям и родственникам жертв 11 сентября 10,5 млрд. долларов. И это с учетом, что граждан Ирана среди террористов не было (кроме саудитов, среди участников были еще два гражданина Объединенных Арабских Эмиратов, один Египта и гражданин Ливана). Напомним, что семейство организатора теракта в США Усама бен Ладена имело тесные отношения с членами монаршей семьи Саудовской Аравии, возглавляя в тот период «Аль-Каиду», основу организации которой составляли суннитские вооруженные отряды, которые конфликтовали с иранцами – шиитами.
В то время, как Саудовская Аравия в ближайшие годы может потерять значительные финансовые средства в США, официальный Тегеран в последние годы после договоренностей по иранской ядерной программе получил доступ к замороженным 100 миллиардам долларов. И теперь власти Тегерана посредством Международного суда в Гааге стараются «выбить» замороженные США средства Ирана по обвинениям «страны спонсора терроризма».
Практически перед официальными властями Эр-Риада «замаячил» пройденный путь Ирана в период санкций США.

Противостояние саудитов с иранцами
Власти Саудовской Аравии стали во главе суннитского течения ислама, в то время как Иран взял под свою опеку приверженцев шиитского течения ислама.
В финансовом аспекте еще пару лет назад многие могли заявить, что иранская экономика не выдержит противостояние с Саудовской Аравией. В военных конфликтах в Сирии, Ираке и Йемене можно проследить религиозные противоречия между шиитскими и суннитскими общинами. Не стоит забывать, что Иран и Саудовская Аравия оказывают свою поддержку в конфликтах не только посредством добровольцев, которые находятся в противоборствующих лагерях, но и соответственно несут крупные финансовые издержки.
Нефть остается одним из важных экспортных продуктов, как для Саудовской Аравии, так и для Ирана. Низкие цены на нефть, которые снизились более чем в два раза, наносят весьма крупный ущерб экономике обеих стран. Но иранская экономика наиболее приспособлена к низким ценам на нефть, так как за период санкций США смогла развивать ненефтяной сектор экономики. В то время, как руководство Саудовской Аравии старается свести свой бюджет к минимальному дефициту, в связи с низкими ценами на нефть. Сейчас от воли руководителей двух ведущих производителей нефти ОПЕК - Саудовской Аравии и Ирана зависит, удастся ли с нефтяного рынка сократить поставки нефти на мировой рынок, и тем самым способствовать росту цен на «черное золото».
Сейчас, Иран фактически навязывает свои условия по переговорам о сокращении поставок нефти арабским шейхам. В то время, как монархии Саудовской Аравии согласны даже пойти на сокращение поставок нефти, власти Тегерана утверждают, что они не перестанут наращивать нефтедобычу до тех пор, пока не выйдут на докризисный уровень 4,2 миллиона баррель в сутки.
Кстати, по оценкам Международного валютного фонда (МВФ) для бездефицитного бюджета для Ирана достаточная цена на нефть на уровне 61,5 доллара за баррель, в то время как для Саудовской Аравии 67 долларов за баррель. Соответственно, эксперты ожидают дефицит бюджета к ВВП у саудитов на уровне13,8%, в то время как у иранцев лишь 2,5 ВВП. Тем самым, срыв договоренностей по сокращению добычи нефти в ОПЕК, наибольшим экономическими потрясениями обойдется для Саудовской Аравии.

Лихорадочные реформы саудитов
Многие страны мечтают иметь валютные резервы, которые у Саудовской Аравии по итогам 2015 года оценивались в 2,311 трлн. риал (616 млрд. долларов). Но имеющаяся «подушка безопасности» стремительно тает, и арабская монархия чувствует, что накопленные десятилетиями валютные резервы уходят «в песок».
Максимальный объем валютных резервов саудиты имели в третьем квартале 2014 года 745 млрд. долларов, перед началом обвала цен на нефть на мировых рынках. По итогам августа 2016 года валютные резервы снизились до 562 млрд. долларов. В течение года валютные резервы растаяли на 100 млрд. долларов.
Власти Саудовской Аравии вынуждены срочно сокращать свои вложения в различных фондах, с целью покрытия текущих расходов. При этом, по поступающей информации из Эр-Рияда все чаще власти не успевают финансировать свои заказы по проводимым строительным работам и своевременно оплачивать работы мигрантов. Соответственно неудивительно, что саудиты решили ограничить доступ иностранцев в страну.
Речь идет о принятом решении с 2 октября установить единый сбор на посещение Саудовской Аравии, который увеличился в десять раз с двухсот до 2 тыс. саудовских риалов (свыше 530 долларов). Исключение составит визовый сбор лишь иностранцам, которые в первый раз осуществляют паломничество (хадж) к святым для всех мусульман местам Мекку и Медину. Но саудиты пошли еще дальше, так туристам, которые решили посетить Саудовскую Аравию придется платить не только за въезд в страну, но и выезд из нее 53 доллара.
Соответственно выросли рабочие визы: на многократные шестимесячные визы до 3 тыс. риалов (800 долларов), годовая и двухлетняя визы обойдутся просителям соответственно в 5 тыс. риалов (1333 долларов) и 8тыс. риалов(2133 долларов).
В соответствии с Указом короля Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауда с 1 октября зарплата министров урезается на 20%, а рядовым чиновникам замораживается повышение окладов, вводятся лимиты на оплату сверхурочных и отпусков. Всем известна расточительность саудитов за пределами страны, и принятые меры смогут заметно облегчить расходы бюджета.
Впрочем, столь значительное повышение стоимости виз может ударить по туристической отрасли. Итак, официальный Тегеран призвал своих граждан отказаться от совершения хаджа к святым местам в Саудовской Аравии, призывая при этом посещать святые места не только в Иране – Мешхед, Кум, но и в Ираке – Кербале, Наджафе и других святых городах для шиитов.
Подорванное доверие в мировом сообществе
Королевству Саудовской Аравии благодаря ее финансовому потенциалу сходят с рук весьма сомнительные связи с радикальными суннитскими религиозными организациями. В настоящее время, руководство Ирана, Ирака, Сирии неоднократно обвиняло руководство Эр-Рияда в финансовой поддержке радикальных военизированных группировок действующих в Сирии и в Ираке.
Терпение мирового сообщества достигает своего предела, и даже уже бывший генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун 3 июня 2016 года занес саудовскую коалицию в «черный список», которая 25 марта 2015 года начала проводить авиналеты в Йемене. Правда у генсека не хватило мужества до конца придерживаться взятой линии, и под давлением Саудовской Аравии он вывел ее из «черного списка» виновных в нарушении прав детей, чтобы не пострадали миллионы детей в других частях света. Банальная угроза властей Эр-Рияда свернуть финансирование многочисленных программ ООН в ряде беднейших стран, оказалась выше принципов, которых придерживался бывший генсек ООН.
Но «чаша терпения» мировых держав переполнилась после нанесенного удара по траурной церемонии в столице Сане, в ходе которой были убиты более 140 и ранены более 525 человек. Конечно, власти Эр-Рияда сейчас спешно стараются оправдать свои действия в свете непроверенной информации. Впрочем, ни о какой ошибке со стороны саудовской коалиции по нанесению удара по столице Сане не может быть и речи, как и в случае когда американская международная коалиция нанесла удар по позициям сирийской армии в Дейр -эз-Зор.
Другой вопрос, что власти Эр-Рияда не до конца просчитали, какую реакцию не только в исламском мире, но и в целом в мире вызовет авианалет на траурную церемонию и смерть стольких мирных граждан. Своими действия арабские шейхи подставили и своего союзника США, которые с марта 2015 года по самым скромным подсчетам поставили оружия на астрономическую сумму 22,2 млрд.долларов в столь короткий срок. Соответственно, мировое сообщество может при желании привлечь США как пособника в военных преступлениях. Сейчас от США раздаются несколько невнятных заявлений, что Вашингтон может пересмотреть свое решение о поддержке коалиции арабских стран в Йемене, без жестких заявлений о возможности судебных разбирательств саудитов в военных преступлениях.
Политический и экономический фон явно не благоприятствует для дальнейших шагов властей Королевства Саудовской Аравии укрепить свое влияние в исламском мире. Сокращение финансовых поступлений, просчеты военной коалиции в Йемене, угроза судебных разбирательств в США, требуют от монаршего двора проведение более гибкой политики. Официальному Эр-Рияду необходимо начать двигаться в направлении примирения с Ираном, в противном случае открытое противостояние между суннитами и шиитами в регионе может привести к дестабилизации политической и экономической ситуации уже в самой Саудовской Аравии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

По теме экономика


 

Безопасность

  • О сотрудничестве Ирана с Индией +

    Развитие отношений между Тегераном и Дели следует рассматривать в контексте реализации торгово-транспортного коридора, связывающий Индию и Афганистан через территорию Ирана.

    Читать далее
  • Перспективы реализации стратегических целей КНР в Центральной Азии в контексте Экономического пояса «Шелковый Путь» +

    Китайская инициатива, выдвинутая в 2013 г. Си Цзиньпином имеет большой набор различных экономических проектов. Экономический пояс Шелкового пути это долгосрочная

    Читать далее
  • Китай не спешит с реализацией своих проектов в Кыргызстане +

    Текущий месяц оказался богатым на события в двусторонних отношениях Китая и Кыргызстана: в Китае с визитами побывали президент и министр

    Читать далее
  • Внутриполитическая обстановка в Саудовской Аравии +

    Ситуация внутри Саудовской Аравии и вокруг королевства остается нестабильной. Это вызвано разногласиями внутри саудовской политической элиты из-за внешней, внутренней и

    Читать далее
  • О возможности введения единой валюты на пространстве ЕАЭС +

    На сегодняшний день валюта играет значительную роль не только в экономике, но и в политике. Например, вопрос о введении единой

    Читать далее
  • Архисложная задача вывести Азербайджан из рецессии +

    Перед экономикой Азербайджана стоит непростая задача: выйти в 2017 году на уровень роста Валового внутреннего продукта на уровне 1 -1,5%,

    Читать далее
  • Экономические аспекты Пакистана +

    В последние месяцы наблюдается увеличение комментариев среди западных СМИ, заверяющие о высоких экономических показателях Пакистана. Экономический обозреватель «Bloomberg» Тайлер Коуэн,

    Читать далее
  • Китайская стратегия выдавливания России и США из Ближнего Востока +

    Китай успешно реализует в ближневосточном регионе, который он считает важнейшим плацдармом для дальнейшего развития, долгосрочную стратегию «мягкого выдавливания» своих конкурентов.

    Читать далее
  • 1
  • 2