Вторник 22 августа 2017

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В современной истории развития Республики Узбекистан (РУ) после прихода к власти нового президента страны прошел уже достаточный период времени, который позволяет произвести первичную оценку и определить направление вектора внешнеполитической деятельности. В первую очередь надо отметить, что современная внешняя политика Республики Узбекистан во многом продолжает строиться в соответствии с принципами, сформулированными еще президентом И.Каримовым, то есть ориентируется на укрепление отношений в первую очередь с влиятельными в политическом и экономическом отношении странами и союзами – Китаем, Северной Америкой, Россией и Евросоюзом.

Но при этом внешнеполитические и торговые отношения РУ с этими странами преодолели былую черту сдержанности и перешли в стадию деловой активности. При этом следует подчеркнуть, что от участия в различного рода межгосударственных интеграционных процессах республика пока отказывается. Но есть и кардинальные изменения в проводимой новым президентом страны политике с приграничными государствами. Ш.Мирзиёев предпочел перейти от конфронтации с соседями к поиску разумного компромисса.

Изменения в курсе управления страной уже начали положительно сказываться на экономике Узбекистана. Появилась положительная тенденция по привлечению в страну крупных инвесторов, которые поверили в перспективы внешнеполитической деятельности новой власти РУ. В частности, в течение последних 8-10 месяцев были подписаны контракты с инвесторами на сумму свыше 40 млрд долларов США. Для нового руководства Узбекистана это очень хорошее начинание.

Большая часть соглашений приходится на инвесторов из Китая. Большинство из них были согласованы и подписаны (на сумму до 20 млрд долларов США) новым президентом РУ Ш.Мирзиёевым во время его визита В Пекин в мая с.г. Так, на китайские деньги планируется построить современный нефтеперерабатывающий комплекс в Кашкадарьинской области, построить и модернизировать около 300 насосных станций. Особое значение при вложении инвестиций (до 2 млрд долларов США) уделяется развитию транспортной инфраструктуры – строительству новых шоссейных автомагистралей и железных дорог. Это, в частности, кольцевая железная дорога вокруг Ташкента и автомобильный тоннель на перевале Камчик.

Российская Федерация также занимает важное место в списке важнейших торговых партнеров Узбекистана. По материалам узбекских и российских СМИ в ходе своего визита в Москву в апреле с.г. президент Ш.Мирзиёев подписал соглашения об инвестировании в экономику РУ на 15,8 млрд долларов США. Значительная часть этих денег приходится на пятилетний контракт с российским «Газпромом» по приобретению начиная с 2018 года 4 млрд кубометров природного газа ежегодно.

Эта сделка была взаимовыгодно осуществлена после первой неудачной попыткой Узбекистана убедить Пекин вложить инвестиции в газотранспортную систему из Узбекистана в Китай. Китайские эксперты сочли такой проект экономически невыгодным, а вот российские предприниматели нашли положительные для себя моменты в реализации предложения покупать природный газ в Узбекистане.

Появлению таких серьезных инвестиций на национальном рынке Узбекистан несомненно обязан президенту cу и его новой стратегии внешнеполитической деятельности. Именно благодаря его гарантиям и действиям новой команды в правительстве страны повысилась инвестиционная привлекательность Узбекистана. Но для того, чтобы значительно поднять экономику страны, мало активности руководства государством только за пределами границ страны.
Необходима значительная модернизация внутреннего рынка, обеспечения его готовности реализовать подписанные контракты. И если не отмобилизовать внутренние экономические ресурсы, можно «потерять лицо», и капризный инвестор тут же почувствует риски и покинет грозящий экономическими потерями рынок. Государственный банк развития Китая и российский Внешэкономбанк, выступающие гарантами сделок своих стран с Национальным банком внешнеэкономической деятельности Узбекистана, намерены жестко контролировать условия выполнения меморандумов, контрактов и соглашений.

Узбекистан все же пока еще малоосвоенный иностранными компаниями рынок сбыта, его освоение по сути только начинается, поэтому компании, планирующие выгодно вложить свои деньги в различные проекты в РУ, как никогда внимательны и осторожны. Поэтому правительству Узбекистана необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы удержать в стране инвестора, развить конкуренцию среди крупных иностранных компаний за право вложения финансовых средств в экономику РУ.

Другая стоящая перед экономикой страны проблема заключается в недостатке кадров для грамотного и эффективного управления большими объемами инвестиций. Необходимо дать «зеленый свет» среднему и большому бизнесу в стране, устранить различные финансовые ограничители для работы иностранных инвесторов, разрешить проблему конвертации валют на внутреннем рынке и легальный вывод доходов, отказаться от тотального государственного контроля за бизнесом.

Прошлого, которое тяжелым грузом лежит на экономике страны, много, и от него надо отказываться, другого пути нет, но вот получится ли? Ведь это самое прошлое не только в экономике, но пока еще и в сознании большинства населения страны. Еще и эту проблему придется решать новому руководству страны, которое одновременно с развитием отношений со стратегическими партнерами делает ставку и на сотрудничество с соседними государствами. Это тоже новшество Ш.Мирзиёева, который предпочел сотрудничество, а не самоизоляцию и даже некие элементы откровенно недружественной политики с приграничными странами.

Новый президент Узбекистана решил отказаться от своеобразной политики силы с геополитическими соседями, в результате которой только усугубились конфликты по поводу использования этнических анклавов, водных ресурсов и делимитации общих границ. Вывести все эти проблемы в правовое русло и решить сообща – это очень непросто, но альтернативы-то нет. Оставить все и жить «по-старинке» – не выход, это – возврат в прошлое. Первые шаги «в будущее» нового президента Узбекистана обнадеживают. Поддержат ли его соседи? Время покажет.

sodrugestvo.info

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

По теме экономика


 

Безопасность

  • Экономические отрасли Узбекистана +

    Хлопок
    В настоящее время хлопковая отрасль Узбекистана находится в кризисной ситуации. Данное обстоятельство связано с неэффективной политикой ее развития, устаревшим

    Читать далее
  • Экономическое и социальное напряжение Азербайджана +

    Резкое снижение мировых цен на нефть способствовало замедлению экономического роста во многих странах. В настоящее время Азербайджан, как и другие

    Читать далее
  • Интересы КНР и России в Центрально-азиатском регионе +

    Интересы России в области безопасности и стабильности в Центрально-азиатском регионе во многом совпадают с позицией КНР, стратегические цели которого в

    Читать далее
  • О возможности введения единой валюты на пространстве ЕАЭС +

    На сегодняшний день валюта играет значительную роль не только в экономике, но и в политике. Например, вопрос о введении единой

    Читать далее
  • Нефтегазовый прорыв Узбекистана на новом этапе +

    Новый этап развития Узбекистана, связанный с приходом к власти Шавката Мирзиёева характеризуется интенсификацией работы правительства Узбекистана по целому ряду направлений,

    Читать далее
  • Перспективы реализации стратегических целей КНР в Центральной Азии в контексте Экономического пояса «Шелковый Путь» +

    Китайская инициатива, выдвинутая в 2013 г. Си Цзиньпином имеет большой набор различных экономических проектов. Экономический пояс Шелкового пути это долгосрочная

    Читать далее
  • Архисложная задача вывести Азербайджан из рецессии +

    Перед экономикой Азербайджана стоит непростая задача: выйти в 2017 году на уровень роста Валового внутреннего продукта на уровне 1 -1,5%,

    Читать далее
  • Вероятности вступления Таджикистана в ЕАЭС +

    В Таджикистане продолжается дискуссия о перспективах вступления страны в ЕАЭС. В специально созданных при Министерстве экономического развития и торговли рабочих

    Читать далее
  • 1
  • 2
  • 3