Четверг 17 августа 2017

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Политика США, Китая и России в Центральной Азии по сравнению с Ближне-Восточным, Восточно-Европейским и Азиатско-Тихоокеанским регионами показывает, что конфронтационный потенциал между крупными державами существенно снизился. Вашингтон, Пекин и Москва, в рамках национальных стратегий стремятся усилить свой удельный политический вес в странах региона, развивая сотрудничество в различных сферах, где  экономика и сфера безопасности являются ключевыми.

КНР. Интересы Китая в Центральной Азии на практике реализуются в концепции проекта «Экономического пояса Шелкового Пути» (ЭПШП) и стремлением обеспечить безопасность собственных инвестиций от сопутствующих угроз.

В 2016 году Пекин традиционно продолжал развивать в ЦАР долгосрочные экономические связи. 

К примеру, летом, с Узбекистаном достигнуто соглашение о создании на территории Бухарской области крупнейшего в регионе продовольственного транспортно-логистического центра. В рамках проекта китайские инвестиции составят около 30 млн. долл. США.

В Таджикистане китайские подрядчики получили право на разработку месторождений золота в Айнинском районе Согдийской области. 

Из Туркменистана Пекин обязался довести ежегодный закуп природного газа до 65 млрд. м³, а также осуществить поставки дополнительного нефтегазового оборудования.

Одновременно наращивается сотрудничество в сфере безопасности, где основное внимание уделяется Таджикистану, испытывающего угрозу вторжения религиозных экстремистов из северного Афганистана.

Пекин намерен оказать содействие в строительстве 11 объектов военной инфраструктуры – это комиссариаты, пограничные заставы на сумму около 19 млн. долл. США. Кроме того, китайская сторона принимает участие в подготовке таджикских военнослужащих по овладению методам борьбы с террористическими угрозами. До конца года планируется оказать внушительную военно-техническую помощь в виде поставок вооружения и военной техники на общую сумму более 15 млн. долл. США.

Заслуживает отдельного внимания встреча 3 августа в г.Урумчи представителей оборонных ведомств Китая, Афганистана, Пакистана и Таджикистана, которые подписали меморандум о создании координационного механизма в сфере борьбы с терроризмом. Документ предусматривает взаимодействие сторон при проведении антитеррористических операций и учений.

Россия. Российские интересы в регионе, в первую очередь, продиктованы соображениями безопасности и недопущения проникновения в регион религиозных элементов из горячих точек планеты.

Однако, Москва становится «неудобным» союзником и партнером, который все более втягивается в конфронтацию с Западом, что в результате отражается на внешней политике стран Центральной Азии. Ряд государств региона, вопреки призывам Москвы к кооперации,  скептически оценивает перспективы региональных интеграционных проектов. Так, в связи с выжидательной позицией РТ, процесс расширения ЕАЭС замедлился. 

Ослабление экономических возможностей привело к сокращению участия России в крупных энергетических проектах в Центральной Азии. В частности, с января Россия практически прекратила импорт туркменского природного газа. В июле расторгнуто соглашение по возведению Верхне-Нарынского каскада ГЭС в Кыргызстане.

На фоне угрозы распространения дестабилизационных процессов из северных районов Афганистана в центрально-азиатские страны, Москва концентрирует усилия на сотрудничестве в сфере безопасности с Бишкеком, Ташкентом, Душанбе и Ашхабадом.

США. В условиях сохранения своего военного присутствия в Афганистане и поддержкой данной инициативы европейскими союзниками,   Соединенные Штаты предпринимают меры по закреплению своего присутствия в регионе.

В рамках сотрудничества  со странами Центральной Азии, Вашингтон  намерен продолжить оказывать финансовое содействие и помощь в подготовке кадров для силовых структур Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана для борьбы с трансграничными угрозами, исходящими из Афганистана. С этой целью центрально-азиатские республики посетили представители Госдепа и Министерства обороны США.

Одновременно, Вашингтон в гуманитарной сфере намерен поощрять диалог местных властей с общественностью, деловыми кругами и неправительственными организациями. Повышенное внимание будет уделено совершенствованию независимой системы гражданского судопроизводства, борьбе с коррупцией, внедрению международных методов получения образования и  здравоохранению.

Кроме того, Вашингтон предлагает странам региона активизировать региональную торговлю между государствами и увеличить товарооборот с Соединенными Штатами.

По американским оценкам, среди государств ЦА только Казахстан демонстрирует темпы роста торговых отношений с США, где объем двусторонней торговли составляет свыше 2 млрд. долл. Обнадеживающие для американских бизнес-кругов показатели существуют и в торговых отношениях с Узбекистаном, с которым товарооборот достиг 350 млн. долл. На низком уровне остаются торговые отношения с Таджикистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном, объем взаимного товарооборота с которыми не превышает 300 млн. долл.

По российским оценкам, с учетом продолжающейся рецессии экономики региона, американские экономические проекты, в ближайшей перспективе, не изменят существующей ситуации. 

Выводы:

Глобальные игроки прилагают усилия по усилению своего присутствия в Центральной Азии, в основном, через развитие сотрудничества в сферах экономики и безопасности. Последовательная реализация ЭПШП вынуждает Пекин предпринимать шаги по обеспечению безопасности своих инвестиций, через расширение военных связей со странами Центральной Азии, оспаривая российскую монополию в данной сфере. Инициатива Вашингтона по содействию внутрирегиональной интеграции и торговли может явиться оздоровительным фактором в межгосударственных отношениях стран региона.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

По теме Политика


 

 Политика

 

  • Внутриполитическая ситуация в Узбекистане в преддверии президентских выборов +

    4 декабря т.г. остается неопределенной. 9 сентября т.г. стартовала кампания по подготовке к выборам президента страны. К участию в предстоящем Читать далее
  • Нерешенные проблемы Кыргызстана +

    Экономический кризис Экономический кризис тяжело сказывается на населении. В настоящее время растет количество гражданских активистов, недовольных вхождением Кыргызстана в ЕАЭС, Читать далее
  • Политические противоречия между доктором Абдулло Абдулло и Ата Мухаммад Нуром +

    Внутри руководства политической партии «Исламское общество Афганистана» (ИОА, Джамияти исломии Афганистон) наблюдается раскол. Это обусловлено развивающимся конфликтом между руководителями партии, Читать далее
  • Коротко о внешней политике Туркменистана +

    Приоритетным направлением внешнеполитической стратегии официальный Ашхабад считает эффективное взаимодействие с зарубежными странами в вопросах энергетики, диверсификации поставок углеводородов, создания надежной Читать далее
  • Арест Омурбека Текебаева – демонстрация силы действующей власти политическому истеблишменту Кыргызстана +

    Мнения, высказываемые в средствах массовой информации, дают основание полагать, что задержание О.Текебаева имеет ярко выраженный политический окрас.Обвинения предъявленные лидеру парламентской Читать далее
  • Политическая напряженность в Кыргызстане, глазами западных экспертов +

    По мнению экспертов стран Запада, в Кыргызстане сохраняется политическая напряженность, что может усугубить политическую обстановку в ближайшее время. В условиях Читать далее
  • Оценка ситуации в Узбекистане. Взгляд извне +

    Процесс смены власти в Узбекистане привлек внимание политических и экспертных кругов различных стран. При этом наблюдается широкий диапазон оценок текущей Читать далее
  • Корректировка визовой политики Пекина в отношении стран Средней Азии +

    Политический истеблишмент, в том числе представляющие действующую власть в Кыргызстане, продолжают обсуждать вопросы ужесточения Китаем визовой политики и процедур таможенного Читать далее
  • 1
  • 2
  • 3