Пятница 23 июня 2017

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Вследствие непродуманного параллельного осуществления углубления и расширения европейской интеграции в ЕС усилилась экономическая и политическая дифференциация, и оказались незавершенными проекты по укреплению институтов Евросоюза. В связи с этим, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил о приостановке политики расширения ЕС в течение ближайших пяти лет. По его мнению, в настоящий момент трудно представить, что какая-либо из стран-кандидатов, с которыми ведутся переговоры, вовремя выполнит все критерии о присоединении к 2019 г.

Причиной приостановления процесса расширения бывший премьер-министр Люксембурга назвал необходимость в консолидации усилий уже имеющихся (на тот момент) 28 государств-членов ЕС. Инициатива Юнкера фактически означала возврат к французскому варианту – сначала углубление европейской интеграции, а затем ее расширение. Причины моратория на расширение – кризис и дефицит доверия к Брюсселю, которые могут в условиях расширения нанести непоправимый ущерб европейской интеграции. Следует также отметить, что темпы расширения замедлены из-за двусторонних споров на Балканах, проблем с институциональными реформами ЕС, а также сложностей с адаптацией странами к правовой концепции в системе правовых норм в Евросоюзе, обязательной для стран-кандидатов.

Несмотря на отказ от расширения, глава Еврокомиссии отмечает, что ЕС не собирается прекращать уже начатые переговоры о вступления в ЕС ряда стран, в особенности балканских. По словам Юнкера, именно они в большей степени «нуждаются в европейской перспективе».

В настоящий момент пять стран имеют статус кандидата: Албания (подала заявку в 2009 г.), Македония (в 2004 г.), Сербия (в 2009 г.), Турция (в 1987 г.) и Черногория (в 2008 г.), при этом Македония и Албания ещё не начали переговоров по присоединению. Государства Западных Балкан подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Македонии, Сербии и Черногории и которое обычно предшествует подаче заявления на членство.
Несомненно, главным вопросом и проблемой для Евросоюза является Турция, важная страна для ЕС в свете балканского транзита нелегальной миграции в ЕС и добивающаяся членства с 1987 г. в ЕС.
Противники членства Турции в ЕС высказывают разные аргументы. Во-первых, утверждается, что с расширением репрессивного законодательства Турции, которое приобрело размах при Р.Эрдогане не соблюдает ключевых норм и принципов ЕС. Во-вторых, провал мульткультурализма в странах ЕС вызывает опасения относительно неинтегрируемости мусульман в европейские общества. Однако, Анкара в настоящее время далека от вступления в Евросоюз.

Следует отметить, что решение Брюсселя о приостановке политики расширения при сохранении формата переговоров со странами-кандидатами свидетельствует о том, что руководство Евросоюза будет переформатировать политику Брюсселя с акцентом на углубление евроинтеграции.

Европейская политика соседства

В настоящее время руководство Евросоюза сталкивается с необходимостью выработать стратегию в отношении соседних стран, остающихся за рамками расширения.

Справка: Европейская политика соседства (ЕПС) обнародована в мае 2004 г. Заявленная цель ЕПС – предложение своим соседям привилегированного партнерства, основанного на совместной приверженности общим ценностям (таким, как демократия и права человека, верховенство закона, хорошее управление, принципы рыночной экономики и устойчивое развитие). ЕПС выходит за рамки обычного партнерства, предлагая развивать тесные партнерские отношения в политической и экономической сферах.

Однако, данная стратегия изначально имеет некоторые просчеты. Лидеры ЕС рассматривали соседние регионы как единое целое без выделения четких приоритетов. Именно поэтому, как реакция на просчеты ЕПС, возникла новая региональная стратегия – Восточное партнерство.

Восточное партнерство

В контексте Украинского кризиса в Брюсселе наметились изменения и в политике Восточного партнерства (ВП). Появление этого проекта в ЕС было реакцией Брюсселя на недостатки Европейской политики соседства, разочарованием в лидерах «оранжевых революций» и в эффективности ГУАМ. Во многом новые акценты в позиции Евросоюза связаны с пересмотром политики расширения, который объясняется нежеланием Брюсселя перегружать собственную повестку дня новыми проблемами.
Однако, осторожность ЕС связана и с внешним фактором. Россия обладает ресурсами противодействовать тем стратегиям, которые рассматриваются ее руководством как угроза национальным интересам. Таким образом, и ЕС, и некоторые страны-партнеры вынуждены действовать, учитывая Кремль.

Необходимо отметить, что ВП – это часть Европейской политики соседства, не предполагающая членство в ЕС. Следует также учитывать разнородность стран-участниц с точки зрения целей их участия в Восточном партнерстве, которое предлагало очень разным народам и странам единую идеологию:

1) Украина, Молдова и Грузия видят конечную цель во вступлении в ЕС;
2) Беларусь не заинтересована в политических реформах, предполагаемых ВП, ее цель снятие санкций и получение каких-либо экономических дивидендов;
3) Армения привержена лишь политической части Соглашения об ассоциации;
4) Азербайджан не нужны политические реформы, как и членство в ЕС. Баку гораздо лучше вписывается в формат Соглашений об ассоциации со средиземноморскими странами. Его главный интерес связан с энергетической составляющей Соглашения, в частности, с проектом «Южного газового коридора», особая роль в создании которого принадлежит Баку.

Вместе с тем, чтобы избежать тихого угасания, Восточное партнерство нуждается в переосмыслении и переформатировании. Что касается России, то политическое ее соперничество с Западом на пространстве СНГ может привести к новым конфликтам. Представляется, что РФ при решении Украинского конфликта могла бы предложить новый проект сотрудничества для ЕС на постсоветском пространстве, основанном на конкретных функциональных проектах в разных сферах и построенном на принципе гибкой геометрии, включающим всех желающих.
Кризис в отношениях Европейского Союза и РФ вокруг Украины нанес удар по политике Восточного партнерства. Очевидно, что интенсивность межрегиональных связей не будет столь же высокой, как прежде, а двусторонние отношения и национальные приоритеты стран Евросоюза снова могут выйти на первый план.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

По теме Политика


 

 Политика

 

  • Кыргызстан на пороге президентских выборов или дилемма властей при выборе кандидата в президенты +

    Несмотря на все слухи и тираж средств массовой и информации о готовящемся уходе с политической арены Кыргызстана президента А.Атамбаева после Читать далее
  • Реальная игра престолов в Саудовском Королевстве +

    Перевод economist.com Десять лет назад, вероятно, многие увидели бы на телевизионных экранах Саудовской Аравии относительно молодого, продвинутого и думающего о Читать далее
  • Оценка ситуации в Узбекистане. Взгляд извне +

    Процесс смены власти в Узбекистане привлек внимание политических и экспертных кругов различных стран. При этом наблюдается широкий диапазон оценок текущей Читать далее
  • Арест Омурбека Текебаева – демонстрация силы действующей власти политическому истеблишменту Кыргызстана +

    Мнения, высказываемые в средствах массовой информации, дают основание полагать, что задержание О.Текебаева имеет ярко выраженный политический окрас.Обвинения предъявленные лидеру парламентской Читать далее
  • Развитие взаимоотношений Душанбе и Ташкента +

    После проведенного саммита ШОС в Ташкенте в конце июня 2016 года, а также оказываемого политического воздействия со стороны России, между Читать далее
  • Перспективы расширения ЕС и политики соседства +

    Вследствие непродуманного параллельного осуществления углубления и расширения европейской интеграции в ЕС усилилась экономическая и политическая дифференциация, и оказались незавершенными проекты Читать далее
  • Внутриполитическая ситуация в Узбекистане в преддверии президентских выборов +

    4 декабря т.г. остается неопределенной. 9 сентября т.г. стартовала кампания по подготовке к выборам президента страны. К участию в предстоящем Читать далее
  • Коротко о внешней политике Туркменистана +

    Приоритетным направлением внешнеполитической стратегии официальный Ашхабад считает эффективное взаимодействие с зарубежными странами в вопросах энергетики, диверсификации поставок углеводородов, создания надежной Читать далее
  • 1
  • 2
  • 3