Четверг 17 августа 2017

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Падение мировых цен на энергоносители весьма чувствительно ударило по финансовому благополучию стран экспортеров углеводородных ресурсов. Не исключением стал и Туркменистан, ранее не испытывающий недостатка в финансовых средствах до августа 2014 года. Но более чем двукратное падение цен на нефть, заставил официальный Ашхабад для удержания стабильности в финансовой системе, уже с 1 января 2015 года провести девальвацию национальной валюты. 

Туркменистан остается одной из закрытых стран на постсоветском пространстве, и поступающая информация от официальных источников, и со стороны оппозиционных кругов относительно экономической ситуации в стране кардинально отличаются. 

Расцвет Туркменистана официально продолжается

По сообщению Туркменской государственной информационной службы «TDH», в преддверие празднования «Курбан байрамы» Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов провел заседание Кабинета Министров, посвященное итогам развития национальной экономики за восемь месяцев текущего года, а также обсуждению первоочередных задач по претворению в жизнь Президентской программы и государственных программ по социально-экономическому развитию страны.

Приведем ряд основных моментов макроэкономических показателей Туркменистана за январь-август 2016 года из данного сообщения. Темпы роста ВВП по итогам восьми месяцев текущего года, выше прошлогоднего показателя на 6,2%. 

По сравнению с соответствующим периодом 2015 года среднемесячная заработная плата за отчетный период выросла на 9,5%. По итогам восьми месяцев исполнение доходной части Госбюджета обеспечено на уровне 90,1%, а расходной – на 90%. Всеми организациями были своевременно выданы заработная плата, а также пенсии, государственные пособия, стипендии. 

Ранее по сообщению TDH с 1 января 2017 года предполагается повышение минимального размера заработной платы с нынешних 590 манатов (168 долларов) до 650 манатов до 185 (долларов).

Темпы роста ВВП Туркменистана в текущем году на уровне 6,2% весьма впечатляют с учетом того, что в ряде стран экспортеров нефти данный показатель даже сократился. Нельзя пройти и мимо высоких показателей по среднемесячной заработной плате, которая по своим темпам превышает даже показатели роста экономики. 

Однако если рассмотреть данные показатели под «углом» к соотношению туркменского маната к доллару, то, показатели успешного роста Туркменистана заметно теряют свою привлекательность.

Информация, которую предпочитают умалчивать

Информацию, исходящую из стран далеких от рыночных отношений и жесткой вертикалью власти, как правило, стараются перепроверять из альтернативных источников. 

Сайт «Хроника Туркменистана» созданный в сентябре 2006 года как информационный ресурс Туркменской Инициативы по Правам Человека (ТИПЧ), с учетом отсутствия в стране негосударственных средств массовой информации, решил восполнить этот пробел, фактически исполняя функцию независимого общественного информационного агентства.

Руководство Туркмении, после пяти лет жесткого курса 1 доллар на уровне 2,84 туркменских манатов, с 1 января 2015 года провело девальвацию на 20%, доведя до курса 1 доллар за 3,5 манатов. В отличие от России, Азербайджана и Казахстана, руководство Туркмении отказалось вводить «плавающий курс» национальной валюты туркменского маната, и соответственно по данным Центрального банка Туркменистана официальный курс и по сей день 1 доллар стоит 3,5 манатов.

Однако в результате официальный Ашхабад получил «черный рынок», по информации на сайте «Хроника Туркменистане» курс доллара на нем колеблется в зависимости от дня и места от 4,5 до 6,5 маната за доллар. Также, по представленным комментариям на сайте, деловым кругам страны приходится не сладко, так как государственные органы именно с них стараются взыскать недостающие поступления в бюджет страны.

Наряду с этим, бизнес – кругам ограничивается доступ на торговый рынок, в частности в марте 2016 года президент Гурбангулы Бердымухамедов своим постановлением предоставил Министерству торговли и внешнеэкономических связей Туркменистана исключительное право в установленном порядке ввозить табачные изделия на территорию страны и устанавливать на них минимальные розничные цены. Как результат, по информации ресурса ТИПЧ, в Туркменистане третий месяц продолжается сигаретный дефицит. В государственных магазинах, обладающих исключительным правом на продажу табачных изделий, сигарет нет. В коммерческих торговых точках, где сигареты продают из-под прилавка, цена пачки сигарет достигла 40-50 манат (11-14$ по государственному курсу) или 2-3 маната, если брать поштучно. В конце августа сигареты стоили 25-30 манат. Изначально, в государственных магазинах пачка сигарет стоила 9,5-11 манат.

Россия спровоцировала «валютный голод» в Туркменистане

Официальный Ашхабад открыто отказывается признавать, что в стране фактически валютный голод. Причиной резкого сокращения валютных поступлений для Туркменистана стало не только резкое снижение цен на природный газ. 

До мирового финансового кризиса 2008 года объемы поставки туркменского газа в Россию достигали до 50 млрд. кубометров газа. Ранее руководство Туркменистана отказалось от проекта Транскаспийского газопровода (ТКГП) по строительству по дну Каспийского моря в направлении Азербайджана и далее через Грузию в Турцию.

В свою очередь, Россия успешно построила газопровод «Голубой поток» по дну Черного моря в направлении Турции. Все предостережения Евросоюза руководству Туркмении, что Россия выступает в качестве спекулянта в вопросе закупки туркменского газа, официальным Ашхабадом отвергались. С одной стороны мировой финансовый кризис, который стал сокращать объемы потребления и цены на «голубое топливо», с другой увеличение добычи природного газа в России привело к тому, что импорт газа из Туркменистана стал сокращаться до 6,4 млрд. кубометров в 2014 году, почти 4 млрд. кубометров к 2015 году. 

С начала текущего года Россия не только окончательно разорвала долгосрочный договор с Туркменистаном на поставки туркменского газа, но и российская компания «Газпром» подала иск в Стокгольмский арбитражный суд в отношении к «Туркменгазу» на сумму 5 млрд. долларов. Причиной иска стал отказ руководства Туркмении снижать цену на туркменский газ для «Газпрома», в результате чего российская сторона понесла убытки от его продажи в Европу на указанную сумму.

Оставим позади предстоящие судебные разбирательства между Россией и Туркменистаном, которые могут продлиться годы. Но очевиден факт, что Туркменистан еще не скоро сможет возобновить контракт на поставку туркменского газа в направлении России.

Отношения с Ираном переживают времена «охлаждения»

Отмена санкций против Ирана, позволит официальному Тегерану заметно нарастить в скором времени собственные объемы природного газа. Нынешние поставки природного газа руководством Туркмении в Иран можно рассматривать лишь в контексте отсутствия рынка поставок для туркменского газа. 

В основном экспорт туркменского газа направлен в Китай, но значительная часть от полученных доходов идет на погашение представленного китайским правительством кредита Туркмении на строительство газопровода. В Иран поставляется незначительное количество туркменского природного газа, оплата которого частично происходит на основе бартера за счет иранских товаров.

Соответственно, уже в ближайшие годы можно ожидать, что Иран откажется от поставок газа из Туркменистана, и обе страны выступят конкурентами за борьбу поставок природного газа на европейский рынок. На первый взгляд, отношения между Ираном и Туркменистаном начинают переживать не лучшие времена. В частности, руководство Туркменистана в пять раз увеличило таможенные тарифы для иранских грузовиков. Речь идет почти о 80 тысяч иранских грузовиков в год, которые пересекают ирано-туркменскую границу. 

Отметим, что данный шаг руководства Туркмении поставил Иран в весьма не простое положение, так как именно через Туркменистан иранские грузовики доставляют товары на рынки стран Центральной Азии - Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Кроме того, иранские бизнесмены все чаще обращаются руководство Ирана добиться от официального Ашхабада к доступу на местный рынок. Это еще раз показывает, что власти Туркмении не собираются слишком открывать свои рынки для иранских деловых кругов. 

Раздражение высшего руководство Туркмении политикой Ирана связано с позицией официального Тегерана по статусу Каспийского моря. С требованием 20% от недр Каспийского моря, Иран претендует на значительные участки принадлежащие Туркменистану. Кроме того, не желая видеть туркменский газ конкурентом на европейском рынке, руководство Ирана, наряду с Россией выступают против строительства ТКГП до решения вопроса со статусом Каспийского моря.

В столь непростой ситуации, руководство Туркмении определило свой выбор стратегического партнера в региональной державе – Турции.

Доверие Ашхабада к Турции безгранично

Руководство Турции в официальных коридорах власти Ашхабада пользуется максимальным доверием. В Туркменистане на данный момент турецкие компании реализуют 1580 проектов в различных секторах: транспорт, ТЭК, ИКТ, сельское хозяйство, строительство, торговля, управление водными ресурсами. На оказанное высокое доверие турецким компаниям достаточно отметить два проекта, строительство международного морского порта в городе Туркменбаши и международного аэропорта Ашхабада, стоимость которых по некоторым источникам достигает по два миллиарда каждый.

В Туркменистане 5 сентября 2016 года была принята Ашхабадская декларация по созданию транспортного коридора от Пекина до Лондона, подписи под которой поставили с турецкой стороны вновь назначенный министр транспорта Ахмет Арслан, с азербайджанской - заместитель министра транспорта Ариф Аскеров, от Туркменистана - министр автомобильного транспорта Максат Айдогдыев.

По своей сути, подписанный документ указывает на активизацию руководством Туркмении шагов по развитию транспортных поставок в направлении европейских стран. После ввода в строй в конце текущего года железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс, открываются новые перспективы поставок туркменских товаров в Турцию и в Европу. Отметим, что паромное сообщение между портом Баку (Аляты) до порта Туркменбаши (Туркменистан), практически в два раза короче, чем до Актау (Казахстан). 

В частности, основной маршрут поставок товаров в Европу из Туркменистана пролегает через территорию Азербайджана и Грузии. Сейчас около двух миллионов тонн туркменской нефти проходит через Азербайджан. Идут активные переговоры между тремя странами о возможности перенаправить значительную часть перевозимых через Иран туркменских грузов в направлении Азербайджана, Грузии и Турции. Также, Турция надеется получить дополнительные скидки для турецких грузовиков на транзит грузов в Туркменистан и далее в направлении Афганистана.

Впрочем, официальные власти Туркмении возлагают большие посреднические надежды на Турцию в вопросе транзита через территорию Азербайджана туркменского газа на турецкий рынок и страны Европейского Союза.

Разумеется, страны Европейского Союза выступают за то, чтобы туркменский газ поступил на европейский рынок, и тем самым добиться диверсификации поставок «голубого топлива» на европейский рынок.

Германия дает политическое добро

Руководство Туркменистана во главе с Президентом Гурбангулы Бердымухамедовом в ходе рабочего визита в Германию 29-30 августа 2016 года, в очередной раз получило политическое благословление на поставки туркменского газа от федерального канцлера Германии Ангелы Меркель.

В Туркменистане прекрасно понимают, что от позиции Германии будет зависеть принятие окончательного решения руководством Евросоюза по вопросу строительства ТКГП. В Туркмении не случайно создали весьма комфортные условия для работы немецким компаниям. На сегодня ведущие компании Siemens, Daimler, Claas, Rohde & Schwarz реализуют в Туркмении 167 инвестиционных проектов.

Однако переговоры, проводимые с 2011 года между Туркменистаном и ЕС по доставке туркменского газа в Европу могут продолжаться вечно. Дело в том, что если удастся договориться между европейскими компаниями и руководством Туркмении по вопросу закупок туркменского газа, открытым останется вопрос: кто будет платить за строительство трубопровода, который должен будет доставлять от 10 до 30 млрд. кубометров газа в год европейским потребителям?   

Европейский проект газопровода Набукко, который должен был с Каспийского бассейна на первом этапе доставить на европейские рынки 31 млрд. кубометров газа, а на втором этапе до 62 млрд. кубометров природного газа с треском провалился. То есть, Евросоюз на сегодня не имеет никаких прав указывать Азербайджану в вопросе доступа Туркменистана к газопроводу. 

В настоящее время, один из важных элементов проекта «Южного газового коридора» приходится на Транс – Анатолийский трубопровод (TANAP) протяженностью 1,85 тыс. км от грузино-турецкой границы до западных границ Турции. Отметим, что стоимость проекта TANAP оценивается в 11 млрд. долларов, при котором 30% принадлежит турецкой BOTAS, 58% - SOCAR и 12% - британской BP.

Разработка месторождения Шах-Дениз в рамках Стадии-2 и доставка азербайджанского газа по системе трубопроводов - Южно Кавказский трубопровод, Транс - Анатолийский трубопровод и Транс - Адриатический трубопровод (ТАР) с выходом на побережье Италии оценивается в 45 млрд. долларов.

Руководство Азербайджана не собирается за счет собственных валютных резервов реализовать планы официального Ашхабада по поставкам туркменского газа на европейский рынок, и пропускные мощности трубопроводов в рамках «Южного газового коридора» рассчитаны для азербайджанского газа.

Цена доступа для Туркменистана к азербайджанской трубе

Вряд ли можно будет узнать все перипетии переговорного процесса между представителями Европейского Союза, Турции, Азербайджана и Туркменистана. 

Но основные штрихи переговорного процесса можно обобщить по некоторым заявлениям высокопоставленных лиц. Итак, Туркменистан готов транспортировать от 10 до 30 тысяч кубометров природного газа. Азербайджан не против получать дивиденды от транзита туркменского газа по территории страны, но при этом естественно поднимает вопрос о том, кто будет оплачивать десятки миллиардов долларов для строительства трубопровода от Туркменистана до границ стран Евросоюза?

Ситуация на первый взгляд видится тупиковой, так как европейские компании на сегодня вряд ли готовы вкладывать десятки миллиардов долларов, чтобы вывести туркменский газ на европейский рынок. В нынешней экономической ситуации, даже при всем желании, руководство Туркмении не в силах профинансировать строительство газопровода.

К указанным экономическим проблемам Туркменистана, можно добавить политическое давление России и Ирана, выступающих против строительства ТКГП по дну Каспия.

Впрочем, Азербайджан дает шанс руководителям Туркмении для доставки туркменского газа европейским потребителям, который заключается в достижении соглашения по спорному месторождению Кяпаз (Сердер – туркменский вариант). Достижение соглашения по спорному месторождению между Азербайджаном и Туркменистаном, позволит соединить уже имеющиеся азербайджанские трубопроводы, достигнувшие уже середины Каспийского моря с туркменскими трубопроводами.  

От руководства Туркмении в Азербайджане ждут неординарных шагов, которые позволят достигнуть договоренности по разграничению дна Каспия между двумя странами. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

По теме безопасность


 

Безопасность

  • Что-то неспокойно на таджикско-афганской границе +

    Происходящие события на таджикско-афганской границе указывают на высокую вероятность начала дестабилизационных процессов в регионе.

    Проводимая в течение 2014-2015 гг. широкомасштабная

    Читать далее
  • Ситуация на афганско-таджикской границе продолжает накаляться +

    В последнее время, отмечается рост попыток проникновения на территорию Таджикистана со стороны деструктивных элементов Афганистана.

    Так, 5 марта т.г. произошел

    Читать далее
  • Американские оценки деятельности ИГ +

    Тактические успехи коалиции России на театре боевых действий в Сирии, способствуют рассредоточению боевиков ИГ по всем регионам мира. По оценкам

    Читать далее
  • О мерах по обеспечению безопасности в юго-восточных и западных регионах КНР +

    В КНР отмечается введение режима АТО на территориях Синьцзяна и провинции Гуанчжоу.

    Усиление административно-территориальных единиц обусловлено несколькими факторами:

    1)высокой концентрацией

    Читать далее
  • Развитие событий вокруг сирийского кризиса +

    Отсутствие прогресса на переговорном процессе в Женеве по Сирии в очередной раз показало бесперспективность урегулирования данного конфликта политическим путем.

    Участвующие

    Читать далее
  • Отток боевиков Исламского Государства +

    Активная деятельность ВКС РФ в Сирии создала устойчивую тенденцию к оттоку боевиков Исламского государства (ИГ) из сирийской зоны боевых действий

    Читать далее
  • О некоторых аспектах развития ситуации на южных границах стран Центральной Азии +

    На фоне наступления сирийской армии на позиции террористов, перед лидерами бандформирований международных террористов острее будет ставиться дилемма – вести боевые действия

    Читать далее
  • 1
  • 2
  • 3