Медиация для казахско-кыргызского диалога: возможность или необходимость
Четверг 14 декабря 2017

АНАЛИТИКА

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интервью с заместителем директора по геоэкономике и геокультуре Центральной Азии, Центра традиционных культур РУ, Эргашевым Бахтиёром Исмаиловичем

Уважаемый Бахтиёр Исмаилович, в свете роста напряженности в отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном, необходима ли так называемая медиация со стороны третьих стран и на сколько она сейчас актуальна?

Медиация - понятие обозначающее международное посредничество, мирный способ разрешения международных споров при содействии государства, не участвующего в споре.
Как представляется, лучший вариант – это когда две страны сами договорятся об урегулировании возникшего конфликта. Посредники не нужны. Должны договариваться сами.
Но данный конфликт доказывает, что несмотря на бесконечные разговоры о Центральной Азии, как о едином культурном и историческом пространстве – регион остается пространством, где спорадически возникают межгосударственные конфликты.

Если всё-таки, без так называемой медиации не обойдется, то в каком формате она будет наиболее продуктивна?

О сути и формате самого конфликта. Если например сравнивать его с межгосударственными противоречиями между Узбекистаном и Таджикистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном, то в первом случае речь шла о противоречиях по водной проблематике, которые напрямую воздействовали на долгосрочные национальные интересы стран, а во втором проблемы с разграничением и различными взглядами на режим деятельности гидротехнических сооружений были усилены межэтническим конфликтом 2010 года, которые международной комиссией были признаны «преступлениями против человечности». Нынешний конфликт между Казахстаном и Кыргызстаном не носит такого напряженного характера.
Преодоление данного конфликта неизбежно. И прежде всего в силу экономических причин. Казахстан и Кыргызстан– это две страны-соседи. С тесными экономическими связями. Ключевыми импортерами товаров в Кыргызстан являются Россия ($914 млн), Казахстан ($593 млн), Турция ($191 млн) и США ($154 млн). В Казахстан из Кыргызстана было экспортировано в 2016 году товаров почти на 274 млн.долл. В добавок ко всему, Казахстан является вторым, после Швейцарии импортером товаров из Кыргызстана. 125 тысяч трудовых мигрантов из Кыргызстана зарегистрировано в Казахстане.
Несомненно, есть некоторые проблемы, которые периодически обостряются. То же Кировское водохранилище на реке Талас.

Эти проблемы всегда решались. Почему именно сейчас обострились отношения?

На это, есть ряд причин.

Первое, экономические. Кыргызстан вступила в ЕАЭС в 2015 году. И идет очень непростой процесс встраивания Кыргызстана в это интеграционное объединение. Со своими сложностями и трениями. Например, вопросы по приведению санитарной, ветеринарной и фитосанитарной систем в соответствие с требованиями ЕвразЭС, которые до сих пор не исполнены Кыргызстаном. Согласно информации казахстанской статистики, происходит резкое повышение импорта китайских товаров в Кыргызскую Республику и пропорциональное увеличение ввоза аналогичных товаров из Кыргызской Республики в Казахстан, что связано с неэффективным таможенным администрированием. Предполагаемые потери государств-членов ЕвразЭС составляют порядка 100 млн долл. США, а также потери Казахстана по НДС — 155,8 млн долл. США.

Второе, политические. Резкие высказывания А. Атамбаева в отношении Казахстана, Президента Казахстана и ЕАЭС- это было во многом отголосками президентской компании в Кыргызстане. Жесткое противостояние двух кандидатов оппозиционного кандидата Бабанова и Жээнбекова, которой шел от партии власти, стремление обеспечить победу именно для кандидата от правящей партии привели к довольно жесткой реакции в очень недипломатичной форме. Что потом имело свое продолжение в других выступлениях А.Атамбаева. Что привело к жесткому клинчу в отношениях между двумя странами.

Третье. Несомненно, в этой ситуации очень негативную роль сыграло неумение или нежелание вести диалог с соседней страной, со стороны президента Кыргызстана А.Атамбаева. Впрочем, это характерно для него. Такие же недипломатичные высказывания А. Атамбаева на грани вмешательства во внутренние дела были сказаны им за последние месяцы и в отношении Первого Президента Узбекистана И.А. Каримова. У господина Атамбаева большие проблемы в вопросах дипломатического такта, этикета. Что играет резко негативную роль при реализации внешней политики Кыргызстана. У него какое-то резко обостренное отношение к патриархам центральноазиатской политики. Я думаю, это уже из области психиатрии.

Четвертое. Президентские выборы в Кыргызстане – наконец то закончены. Победил кандидат, кандидатуру которого пробивал нынешний президент страны. Через неделю - инаугурация нового президента. И теперь наступает время налаживания отношений, преодоления негативных последствий того, что сделал нынешний президент Кыргызстана за последнее время. И новый президент должен будет преодолевать это наследство.
Иначе, в условиях необъявленной торговой войны между этими двумя странами, вполне возможны проблемы в обеспечении казахстанским углем ТЭС в Кыргызстане, а также проблемы с поставками муки. В результате вполне возможны социальные протесты, которые в Кыргызстане имеют свойство перерастать в государственные перевороты.
Две страны, несомненно должны будут делать шаги навстречу друг другу, чтобы урегулировать возникшие конфликты. Но нужно снижать уровень эмоций и нужны диалоговые площадки для поиска эффективных решений.

Как может проявить себя узбекская сторона в сложившейся ситуации?

Узбекистан, в рамках активизации внешней политики в Центральноазиатском регионе, направленной на формирование пояса добрососедства со странами региона, усиления прагматичного и взаимовыгодного сотрудничества со странами региона- заинтересован в том, чтобы страны- соседи по региону выстраивали нормальные взаимоуважительные отношения. Возьмет ли на себя Узбекистан роль медиатора в этом конфликте между Казахстаном и Узбекистаном - сказать сложно. Я думаю, если и будет какое то, посредничество - то в непубличной форме. Но усилия несомненно будут.
В этом отношении интересно предложение, которое выдвинул президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» в Самарканде. Он отметил, что на сегодня в регионе ощущается реальная потребность в совместном поиске путей решения общерегиональных проблем и поэтому он предложил организацию «регулярных консультативных встреч глав государств Центральной Азии».
При этом он подчеркнул, что «речь не идет о создании новой международной организации Центральной Азии или какой-либо интеграционной структуры со своим уставом и надгосударственными органами. Деятельность региональной площадки диалога будет направлена исключительно на «сверку часов» по ключевым вопросам регионального развития». В принципе, эта площадка, в случае начала её реализации, может стать площадкой для диалога между главами Казахстана и Кыргызстана.
Если же говорить о более системных вещах, то несомненно, эту задачу будет в публичной и непубличной форме в большей мере решать Россия. И Казахстан, и Кыргызстан члены ОДКБ, ЕАЭС, где РФ играет системообразующую роль. И кому как не РФ решать возникшие противоречия между двумя членами ЕАЭС.

Как Вы считаете, кто ещё помимо России может выступить в роли медиатора медиатором?

Внерегиональные силы? Китай? США? Хотелось бы обойтись без этого варианта. И надеюсь, у стран ЦА и их руководителей хватит политической мудрости чтобы решать межгосударственные конфликты без вовлечения внерегиональных сил.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

По теме Аналитика


 

Наша Аналитика

  • Ш.Мирзиеев. Итоги года правления +

    Международное экспертное сообщество стран СНГ отмечает, что за год пребывания на посту президента Узбекистана, Ш.Мирзиеевым предприняты активные шаги по реформированию

    Читать далее
  • Экспертные оценки двусторонних отношений Узбекистана и России +

    Эксперты США отмечают, что после государственного визита в апреле месяца т.г. президента Узбекистана в Москву, двусторонние отношения между Россией и

    Читать далее
  • Неспокойная граница +

    Безопасность Афганистана и установление стабильности в регионе находится в зоне интересов Центрально-Азиатских государств, которые обеспечиваются политическими интересами держав, деятельностью международных

    Читать далее
  • Политические дивиденды Азербайджана от роли посредника между Россией с Ираном +

    Азербайджан старается построить на равных сотрудничество с Ираном, отношение с которым на протяжении последних десятилетий находились в состоянии заморозки.

    Взаимное

    Читать далее
  • Подготовка к парламентским выборам в Афганистане +

    Независимая избирательная комиссия Афганистана (НИК) активизировала работу по подготовке к парламентским выборам, которые назначены на начало июля 2018 года.
    Однако,

    Читать далее
  • 1
  • 2