Политические дивиденды Азербайджана от роли посредника между Россией с Ираном
Четверг 14 декабря 2017

АНАЛИТИКА

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Азербайджан старается построить на равных сотрудничество с Ираном, отношение с которым на протяжении последних десятилетий находились в состоянии заморозки.

Взаимное недоверие, которое омрачало отношения между официальным Баку с руководством Исламской Республики Иран (ИРИ), исходило от желания некоторых влиятельных кругов в Тегеране, которые хотели использовать идеи панисламизма для давления на власти Азербайджана. В свою очередь, официальный Тегеран весьма болезненно относился к тесным связям Азербайджана не столько с властями США, сколько к военному сотрудничеству с Израилем.
Разразившийся в регионе Нагорно-Карабахский конфликт еще более отдалил официальный Баку от Ирана, так как официальный Тегеран, выступая с одной стороны за территориальную целостность Азербайджана, не стал, как Турция закрывать границу с Арменией, а наладил тесное торговое сотрудничество с официальным Ереваном. Впрочем, складывающиеся отношения между Азербайджаном и Ираном не могли продолжаться длительное время, учитывая совместные культурные, исторические и религиозные связи между двумя странами.

Однако, предпринимать какие-либо шаги по сближению официальному Баку с иранскими властями было бы невозможным, если не подписанное руководством ИРИ и «шестеркой» международных посредников 14 июля 2015 года соглашение о ядерной программе Ирана, которое сняло с официального Тегерана веденные ранее экономические и финансовые санкции со стороны Совета Безопасности ООН, США и Евросоюза.

В чем же причина, что прозападный и светский Баку предпринял столь активные шаги по сближению со страной, являющейся одной из немногочисленных стран в мире с реальной теократией?

Взаимовыгодные проекты в ненефтяной сфере

Ничего в мире не может сблизить страны, как претворение в жизнь реальных проектов сулящих получение значительных политических и экономических выгод. Выбор руководством Азербайджана на начальном этапе движения на Запад с наращиванием активных политических и экономических связей с США и странами Европейского Союза был связан с велением времени - развитием нефтяного сектора и вывода энергоносителей на мировые рынки. Выбранный маршрут энергетического коридора в направлении Грузии и Турции со стороны официального Баку был связан с тем, что обе страны и по сей день, сами остро нуждаются в энергоносителях.

В свою очередь Россия и Иран, будучи сами крупными экспортерами нефти и природного газа вряд ли приветствовали планы официального Баку по расширению разработки углеводородных ресурсов в азербайджанском шельфе Каспийского моря, и увеличению поставок азербайджанских энергоносителей на рынки Грузии, Турции и стран Юго-Восточной Европы. Вряд ли России и Ирану сегодня приятно наблюдать, как азербайджанский газ на турецком рынке реализуется по низкой цене, чем иранское и российское «голубое топливо», и власти Турции требуют в первую очередь от Ирана снизить цену на импортируемый природный газ.

Впрочем, успешное сотрудничество Азербайджана с США и странами Европейского Союза не нашло продолжение в ненефтяных секторах азербайджанской экономики. Власти Азербайджана не дождались инвестиций со стороны американских или европейских компаний в отрасли ненефтяного сектора - автомобилестроение, машиностроение, аграрный сектор, которые оказались обделенными вниманием.

Необходимость стимулировать развитие ненефтяного сектора перед азербайджанскими властями стала остро стоять после резкого падения цен на нефть на мировом рынке свыше 100 долларов за баррель с середины 2014 года до 30 долларов за баррель к началу 2016 года. С учетом, что свыше 90% азербайджанского экспорта приходилось на углеводородные ресурсы резкое падение цен на нефть привело к заметному сокращению валютных поступлений в страну, и в результате двух девальваций со стороны азербайджанского правительства курс национальной валюты – маната по отношению к американскому доллару, снизился более чем в два раза.

Еще одним важным решением в сторону сближения Азербайджана с Ираном стала готовность иранских бизнес - кругов вкладывать средства в ненефтяной сектор азербайджанской экономики. На сегодня в Азербайджане действуют свыше 500 иранских предприятий.

Баку не ухудшит отношения с Ираном в угоду президенту США

Притом, в отличие от западных компаний, иранские готовы рискнуть и разделить риски организации производства. Конечно, одним из крупнейших проектов является строительство в Нефтчалинском промышленном квартале азербайджано-иранского автомобильного завода ОАО «Azermash» с производственной мощностью десять тысяч автомобилей, из которых на экспорт предусматривается поставить две тысячи транспортных средств. Не исключено, что на новом заводе будет налажен выпуск автобусов.

Нельзя обойти вниманием реализуемый в Пираллахинском промышленном парке проект совместного фармацевтического завода стоимостью 21 млн. долларов, где Иран владеет 49% акциями и товарным знаком завода на продукцию «Caspian Far Med».

Конечно, к данным направлениям сотрудничества между Азербайджаном и Ираном можно добавить аграрный сектор, сферу информационных технологий, нефтегазовую промышленность и транспортный сектор.

Политика Азербайджана в изоляции Армении от региональных проектов

Главным итогом для официального Баку прошедших в Тегеране первого ноября двусторонних и трехсторонних встреч президентов Азербайджана, России и Ирана Ильхама Алиева, Владимира Путина и Хасана Роухани, можно считать политическую поддержку глав государств по ускорению реализации региональных проектов.

Речь идет о сотрудничестве стран в транспортной сфере, параллельной работе энергосистем трех стран, вопросах поставок российского газа в Иран, совместной разработке месторождений на Каспии и других совместных проектах.
Руководство Азербайджана сыграло на опережение Армении в реализации региональных проектов, так как официальный Ереван еще в 2008 году вынашивал проект строительства железной дороги, который позволил бы соединить армянскую и иранскую железные дороги. Речь идет о провале планах Армении по привлечению в объеме 3,2 млрд. долларов инвестиций на строительство железной дороги. Дело в том, что привлеченная со стороны Министерства транспорта Армении инвестиционная компания не только далека от поиска инвесторов, но и в целом даже не подготовила технико-экономическое обоснование.

Между тем Азербайджан не жалеет инвестиций для строительства новых маршрутов железных дорог с ведущими региональными странами Турцией и Ираном. В понедельник, 30 октября 2017 года состоялось торжественное открытие движения по железнодорожному маршруту Баку-Тбилиси-Карс (БТК), которое позволило соединить железные дороги Азербайджана и Грузии с Турцией. Отметим, что на реализацию данного проекта руководство Азербайджана выделило Грузии льготный кредит на общую сумму 775 млн. долларов.

В ходе трехсторонней встречи в Тегеране президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении заявил о достигнутых договоренностях по выделению АР кредита Ирану в объеме полмиллиарда долларов, которые будут направлены на строительство иранской 164 км железной дороги Астара-Решт.

И это не считая расходов, которые Азербайджан потратил в этом году, достроив свой отрезок железнодорожного пути до границы с Ираном, сдав в эксплуатацию железнодорожный мост протяженностью 82 метра над приграничной рекой Астарачай. Также, Азербайджан взял на себя инвестирование на сумму 60 млн. долларов в иранские проекты, с учетом, что официальный Баку взял в долгосрочную аренду на территории Ирана участок дороги протяженностью 1,4 километра и для строительства терминалов - участок площадью 35 гектаров на строящейся иранской станции Астара.

Впрочем, важность объединения азербайджанских и иранских железных дорог связана не только с политическими мотивами, а имеет важное экономическое значение.

В первую очередь, завершение строительства Астара-Решт позволит Азербайджану посредством Ирана получить доступ к железным дорогам стран Ближнего Востока, Пакистана, а также выход к иранским портам Персидского залива. Это заметно улучшит логистику доставки азербайджанских товаров в указанный регион и, конечно, повысит их конкурентоспособность благодаря снижению затрат на доставку к конечному потребителю.

Во - вторых, именно посредством иранских железных дорог Азербайджан получит прямое железнодорожное сообщение с Нахчыванской Автономной Республикой. Напомним, что в ходе оккупации Армении азербайджанских районов была окончательно разобрана на захваченных землях железная дорога по маршруту Баку – Мегри – Нахчыван-Джульфа, посредством которой Азербайджан имел железнодорожное сообщение не только с Нахчываном, но и Исламской Республикой Иран.

Азербайджан ворота для России в Иран

Руководство Азербайджана понимает, что реализация проекта соединения железных дорог с Ираном позволит закрепить за собой роль ключевого звена в международном транспортном коридоре «Север-Юг». Напомним, что 12 сентября 2000 года в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение о создании МТК «Север – Юг» между Россией, Ираном и Индией со штаб-квартирой в Тегеране. Азербайджан присоединился к этому проекту в 2005 году, но сейчас как видим, готов играть ведущую роль в перевозке грузов из Скандинавских стран, России в направлении Ирана, Индии и других стран региона.

Азербайджан становится транспортным центром региона, так как грузы из Индии, Пакистана и стран Персидского залива через Иран могут направляться не только в сторону России, но и по БТК в Турцию или через черноморские порты Грузии в Украину, Польшу и далее в европейском направлении.

Руководство Азербайджана перехватывает у Армении еще одно весьма важное направление сотрудничества с Ираном в вопросе маршрутов поставки природного газа в регионе. В ходе саммита глав государств трех стран в Тегеране президент России Владимир Путин предложил поставлять из РФ в Иран газ для покрытия потребностей северных областей ИРИ в «голубом топливе». Понятно, что кратчайшим путем для данных поставок является Азербайджан, и с технической стороны осуществить подобный проект проблем не возникнет, с учетом простаивающего газопровода Моздок (Россия) – Газимагомед (Азербайджан), в то время как в случае с армянским вариантом России пришлось бы платить еще за транзит по территории Грузии.

Чего ждать от новых переговоров между представителями Азербайджана и Евросоюза?

В случае достижения договоренностей с Россией, официальный Тегеран, возможно, окончательно закроет экспорт поставок туркменского газа в Иран, и у официального Ашхабада единственным маршрутом для поставки туркменского газа в страны Европейского Союза и Турции станет лишь Азербайджан. Тем самым, у Армении разрушатся надежды связанные с возможностью поставок туркменского газа через Иран на территорию Армении и далее европейские страны.

В свою очередь, в ходе проводимых переговоров руководством Государственной нефтяной компании АР (SOCAR) с представителями Ирана рассматривался проект закачки в летний период в азербайджанские хранилища иранского газа, с целью его перераспределения в осенне-зимний период в направлении северных районов Ирана. Впрочем, предложенный со стороны руководства России экспорт в ИРИ «голубого топлива» может оказаться с коммерческой точки зрения более выгодным.

Дело в том, что Азербайджан может привлечь часть транзитного российского газа для вводимых в строй в будущем году дочерних предприятий Государственной нефтяной компании АР (SOCAR) — SOCAR Polymer и SOCAR Carbamid, а также для наращивания производства на действующем предприятии SOCAR Methanol. Насколько переплетены в регионе реализуемые проекты, может говорить и тот факт, что дальнейшем продукцию дочерних предприятий SOCAR предусматривается поставлять на мировые рынки посредством БТК, а после завершения воссоединения железных дорог Азербайджана и Ирана данная продукция будет реализовываться и в странах Персидского залива и Южной Азии.
И еще в одной сфере Азербайджан станет важным промежуточным звеном между Россией и Ираном. Речь идет об активизации работ по созданию параллельного функционирования энергосистем трех стран. На сегодня энергосети Азербайджана и России уже работают в параллельном рабочем режиме посредством линий электропередач «Хачмаз-Дербенд» и «Ялама». С Ираном пока возможно лишь осуществление обмена электроэнергией через ЛЭП «Имишли-Парсабад».

Как отмечал глава ОАО Азерэнержи Этибар Пирвердиев, интерес российской стороны заключается в первую очередь в том, чтобы через Азербайджан обеспечить поставку электроэнергии в Иран. По его словам, существует два варианта решения:

первый - построить на границе Ирана и Азербайджана крупную установку постоянного тока;

второй - провести вторую ЛЭП между Россией и Азербайджаном. На сегодня Азербайджан и Иран реализуют соглашение о строительстве Ордубадской и Маразадской гидроэлектростанций на реке Араз.

Соответственно, скорее всего, энергетики трех стран выйдут с конкретными предложениями к ожидаемой в 2018 году в России встрече президентов трех стран по инвестициям и необходимым мероприятиям по параллельной работе энергосистем, что в свою очередь станет еще одним из показателей высокого уровня взаимодействия глав государств России, Азербайджана и Ирана.

Открывая новые страницы взаимоотношений

Политические, экономические и военные интересы России, Азербайджана и Ирана столь сильно переплелись, что в ближайшие годы можно ожидать их стремительное развитие. Официальный Тегеран в конечном итоге определился, кто его основной «враг» в мире, в лице США и Израиля, и соответственно для укрепления своего политического влияния будет и дальнейшем предпринимать активные шаги по налаживанию сотрудничества с Россией.

В свою очередь официальный Баку стал тем связующим звеном, который позволяет дать импульс данному сотрудничеству. Стоит напомнить, что первая трехсторонняя встреча глав государств России, Азербайджана и Ирана прошла 8 августа в Баку по инициативе президента Ильхама Алиева. Конечно, официальный Баку пока не готов отказаться не только от доллара, как предлагает официальный Тегеран, но и от тесного сотрудничества с США, Евросоюзом и Израилем.

Активизация политических и экономических связей с Ираном обогатит Азербайджан еще с одним политическим и экономическим региональным центром, наряду уже с налаженным официальным Баку тесными связями с политическими элитами Турции, России, США и стран Евросоюза. То есть, ни в коем случае не стоит преподносить шаги азербайджанского руководства в отношении налаживания трехстороннего сотрудничества с Россией и Ираном, в контексте отдаления от США и его ближайших союзников.

Укрепление политического влияния и экономическое процветание Азербайджана лежит в плоскости развития региональных связей официального Баку, а не в изоляции посредством выбора движения в фарватере внешнеполитической линии отдельной страны, сколь бы сильно не было ее влияния в мире.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

По теме Аналитика


 

Наша Аналитика

  • Ш.Мирзиеев. Итоги года правления +

    Международное экспертное сообщество стран СНГ отмечает, что за год пребывания на посту президента Узбекистана, Ш.Мирзиеевым предприняты активные шаги по реформированию

    Читать далее
  • Экспертные оценки двусторонних отношений Узбекистана и России +

    Эксперты США отмечают, что после государственного визита в апреле месяца т.г. президента Узбекистана в Москву, двусторонние отношения между Россией и

    Читать далее
  • Неспокойная граница +

    Безопасность Афганистана и установление стабильности в регионе находится в зоне интересов Центрально-Азиатских государств, которые обеспечиваются политическими интересами держав, деятельностью международных

    Читать далее
  • Политические дивиденды Азербайджана от роли посредника между Россией с Ираном +

    Азербайджан старается построить на равных сотрудничество с Ираном, отношение с которым на протяжении последних десятилетий находились в состоянии заморозки.

    Взаимное

    Читать далее
  • Подготовка к парламентским выборам в Афганистане +

    Независимая избирательная комиссия Афганистана (НИК) активизировала работу по подготовке к парламентским выборам, которые назначены на начало июля 2018 года.
    Однако,

    Читать далее
  • 1
  • 2