Региональная политика Ташкента
Понедельник 23 октября 2017

Политика

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В отношениях с сопредельными государствами официальный Ташкент продолжит придерживаться прежнего внешнеполитического курса, базирующегося на стремлении к политическому и экономическому лидерству в Центральной Азии.

Так, узбекские власти по-прежнему будут препятствовать усилению позиций Бишкека и Душанбе, региональная политика которых рассматривается с точки зрения угроз национальной безопасности и экономическим интересам. Обеспокоенность руководства РУ связана, в первую очередь, с перспективами развития таджикской и кыргызской гидроэнергетики, а также транспортно-коммуникационной инфраструктуры указанных государств, идущей в обход территории Узбекистана.

Вместе с тем, в ближайшее время не исключается «потепление» в отношениях с указанными странами и, как следствие, налаживание конструктивного диалога по имеющимся спорным вопросам. Этому может способствовать то, что временно исполняющий обязанности президента Ш.Мирзиеев в отличие от И.Каримова не испытывает личной неприязни к главам КР А.Атамбаеву и РТ Э.Рахмону.

Вместе с этим, несмотря на определенные позитивные сдвиги в процессе урегулирования конфликтной ситуации на несогласованных участках узбекско-кыргызской границы, официальные Ташкент и Бишкек продолжают придерживаться непримиримой и принципиальной позиции по решению территориально-имущественных споров.

Узбекская сторона настаивает на снятии постов МВД КР и обеспечении доступа к Орто-Токойскому водохранилищу. Требования кыргызских властей включают предоставление объяснений по высадке представителей правоохранительных органов РУ на участке возвышенности Ункур-Тоо и их незамедлительный возврат на территорию Узбекистана.

В рамках проводимых межведомственных консультаций прорабатываются различные варианты разрешения возникнувших проблем. 

В частности, в обмен на создание условий для доступа к эксплуатации 

Орто-Токойского водохранилища, выведены узбекские военнослужащие (около 20 чел.) из района Ункур-Тоо. В случае необходимости Ташкент может заключить двустороннее соглашение о долгосрочной аренде водоема.

В Бишкеке, в свою очередь, рассматривают возможность переноса радиорелейной станции «Кербен-24» с несогласованного участка Ункур-Тоо вглубь кыргызской территории, что должно будет способствовать снижению напряженности в указанном регионе.

Тем не менее, каждая из сторон продолжает считать спорный участок своей территорией, а выдвигаемые требования и условия неприемлемыми. Кыргызстан отказывает в доступе Узбекистану к Орто-Токойскому водохранилищу, узбекские представители не намерены покидать 

г.Ункур-Тоо, наращивая численность своих военных в указанной местности.

Таким образом, принципиальные позиции сторон фактически привели к тупиковой ситуации. В складывающихся условиях наиболее вероятным сценарием развития событий будет сохранение напряженности. При этом Бишкек и Ташкент продолжат укреплять границу, что повысит риск вооруженных столкновений и инцидентов.

В условиях «переходного» периода власти РУ, по всей вероятности, сохранят приверженность жесткой пограничной политике. Кыргызское руководство будет стремиться решить данный вопрос в политико-дипломатической плоскости, в случае необходимости не исключается возможность использования таких инструментов воздействия, как приостановление реализации ж/д проекта «КНР-КР-РУ», обсуждение данной проблемы в рамках ОДКБ, блокирование транзита узбекских машин в Китай, а также ужесточение режима пропуска граждан и техники РУ в анклавы Сох и Шахимардан.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить