Развитие взаимоотношений Душанбе и Ташкента
Понедельник 23 октября 2017

Политика

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

После проведенного саммита ШОС в Ташкенте в конце июня 2016 года, а также оказываемого политического воздействия со стороны России, между Душанбе и Ташкентом появилась возможность наладить двусторонние отношения.
Наряду с этим, используя фактор кончины президента И.Каримова, Э.Рахмон намерен добиться от узбекского руководства следующих послаблений в двусторонних отношениях:
- активизировать внедрение системы упрощенного въезда для граждан Таджикистана на территорию Узбекистана;
- на постоянной основе запустить авиасообщение между Ташкентом, Душанбе, Худжандом;
- ввести ежедневное рейсовое сообщение автобусным транспортом между городами Узбекистана и Таджикистана;
- ввести упрощенный режим досмотра для граждан Таджикистана въезжающих на территорию Узбекистана автобусным транспортом;
- наладить транзитное транспортное сообщение по маршрутам «Худжанд-Ташкент-Шымкент», «Худжанд-Ташкент-Шымкент-Алматы», «Худжанд-Ташкент-Шымкент-Свердловск»;

- обеспечить свободный товарооборот между Таджикистаном и Узбекистаном, а также транзит таджикской продукции через узбекскую территорию в Казахстан и Россию (отмечается, что по состоянию на сегодняшний день, товары народного потребления в Таджикистан завозятся с территории Узбекистана контрабандным путем).
Помимо выставляемых требований к высшему руководству Узбекистана, президент Э.Рахмон намерен взять под свой личный контроль вопрос товарооборота между государствами.
В этой связи, официальный Душанбе в настоящее время проводит следующие мероприятия:
- в Турсунзадевском районе Согдийской области планируется запустить проект по строительству крупного предприятия по производству сахара, рассчитанного на 130-160 рабочий мест (производство предприятия планируется полностью направить на экспорт в страны СНГ);
- разрабатываются проекты по строительству нескольких птицефабрик, фермерских хозяйств с завозом крупнорогатого скота из-за рубежа, предприятий текстильной промышленности (строительство планируют завершить в 2018 году);
- вблизи границ Таджикистана и Узбекистана планируется запуск предприятия по обработке хлопка, продукция которых будет направлена на экспорт в Россию и Турцию через территорию Узбекистана;
- урожай из приватизированных дехканских хозяйств и виноградников в Турсунзадинском и Гиссарском районах полностью направлять на экспорт в приграничные с Таджикистаном районы Узбекистана.
Вместе с тем, несмотря на долгоиграющие планы Душанбе Э.Рахмон так и не смог договорится о проведении переговорного процесса лично с Ш.Мерзиеевым.
Отказ от проведения переговоров на президентском уровне вероятнее всего был объяснен тем, что в настоящий период назначать встречу на высшем уровне для проведения переговоров не имеет смысла, так как в стране идет подготовка к досрочным президентским выборам.
Подобные действия вероятнее всего не устраивают официальный Душанбе, что в итоге может привести к дальнейшей политической конфронтации между государствами.
С целью нейтрализовать всевозможные негативные факторы, 29 сентября текущего года, А.Камилов прибыл в Душанбе с официальным визитом от лица руководства Узбекистана.
В ходе переговорного процесса А.Камилов обсудил с Э.Рахмоном все выдвинутые им требования по вопросам восстановления логистических маршрутов, авиасообщения между столицами, а также пассажирское транспортное сообщение между двумя государствами.
Дополнительно, А.Камилов от лица руководства страны, пообещал рассмотреть вопрос совместного строительства ГЭС на территории Таджикистана, даже взять в учет долю их финансирования.
По итогам проведенных переговоров, А.Камилов попросил официальный Душанбе отставить рассмотрение вопросов и реализацию проектов по вышеуказанным темам вплоть до оглашения результатов президентских выборов в Узбекистане. После чего стороны создадут совместную межправительственную комиссию, в рамках деятельности которой указанные вопросы будут постепенно разрешаться.
Вместе с тем, несмотря на проявляемую лояльность со стороны официального Ташкента, приостановить энергетические проекты руководство Таджикистана не намерено, что может также негативно отразиться на развитии двусторонних отношений государств.
По некоторым предположениям, ввиду значительного влияния со стороны России на официальные власти стран региона, Запад, вероятнее всего, поддержит инициативу Э.Рахмона и полностью возьмет на себя финансовые затраты на реализацию указанного проекта.
Э.Рахмон считает, что после смерти И.Каримова он сможет урегулировать вопросы водных споров в свою пользу. Однако, по мнению экспертов, в случае запуска проекта, внешнеполитический конфликт может принять форму неизбежного.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить