Потеря статуса мирового гегемона

В последнее время, а конкретнее с приходом Д.Трампа к власти, США всё больше лихорадит. Главный вопрос, который интересует многих мировых лидеров − есть ли вообще у американского руководства хоть какой-то план действий проведения внешней политики и какой смысл «демократизации» стран, которую организует США?

Хрупкое лидерство

Ежегодный документ: «Стратегия национальной безопасности США» уже приучила всю мировую политическую элиту воспринимать американцев, как лидеров, однако сохранять это лидерство становится всё сложнее. Управлять же теми, «кого приручили» становится ещё проблематичней. У европейских лидеров с одной стороны и американского президента с другой, появляется всё больше противоречий. Региональные политики ищут альтернативу США в международном сотрудничестве в рамках БРИКС или ШОС.

Лидерство, в том числе и в мире — это управленческий статус, которым может обладать человек или государство, учавствующее во всех мировых политических процессах. Главной составляющей подобного статуса является способность реагировать на возникающие угрозы. Неспособность говорит об отсутствии такого статуса! И вот, как раз с практической реализацией лидерского статуса у Соединённых Штатов Америки возникают серьёзные трудности.

Так, 21 декабря 2017 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых наций проголосовала против решения Д.Трампа признать Иерусалим столицей Израиля («За» проголосовали 128 стран, «Против» выступили девять, еще 35 воздержались). В начале января 2018 года в Совете Безопасности ООН (СБ ООН) поспорили уже по поводу прошедших накануне беспорядков в Иране. Эта дискуссия также стала весьма показательной, поскольку США на этот раз не смогли использовать СБ ООН в качестве инструмента давления на Иран, как это было в прошлом.

Эти два примера говорят о том, что политика США не находит поддержки у мирового сообщества по причине её непредсказуемости. Начался этот процесс после многочисленных бессмысленных «цветных революций». На общем фоне дестабилизации в мировом политическом процессе, беспорядки в Иране, так же как и новые запуски северокорейских ракет превратились в обычный сценарий. Но, в этой ситуации такому лидеру, как США нужно было показать себя, решить проблему. Что же сделали американцы? Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын заявляет о том, что в любой момент готов нажать на «красную кнопку». Вместо адекватного диалого или какого-либо лидерского давления президент Д.Трамп говорит, что его ядерная кнопка больше…

Деньги рекой

Реализация стратегии внешней политики США во многом зависит от финансирования, которое американское государство предоставляет по всему миру своим ставленникам, проводящим демократизацию в своих государствах. Так реализовывалась американская внешняя политика через сирийских повстанцев, арабских шейхов и новых членов Европейского Союза. Контроль за финансовыми потоками позволяет в полной мере использовать экономические санкции, которые в последнее время не приносят необходимых результатов. Пользуясь этим излюбленным инструментом внешней политики, США противопоставляют Украину России, Тайвань Китаю, сирийских повстанцев Башару Асаду и т.д. Благодаря своим финансовым ресурсам, США имеют военно-стратегическое преимущество перед всеми наиболее вероятными противниками, оказывают влияние на политическую обстановку внутри страны, поддерживая те силы, в приходе к власти которых они заинтересованы. К примеру, возьмем суверенное государство, чей внешнеполитический курс необходимо сохранить в русле внешней политики США или наоборот, направить по нужному пути.

Первое, что происходит американские СМИ оказывают «нужным политикам», находящимся в оппозиции информационную поддержку, а американские доброжелатели предоставляют финансовую помощь тем НПО, которые способствуют приходу к власти таких лиц. Если же они не приходят к власти и не побеждают на выборах, то государство становятся объектом применения силового ресурса. Делается это уже путем финансирования так называемых «хулиганов», которые организуют беспорядки с применением оружия, что дестабилизируют ситуацию в стране. «Хулиганами» чаще всего являются сторонники радикальных методов борьбы (националисты или религиозные фанатики). Эта простая и общеизвестная формула характеризует внешнюю политику США последних лет — «поддержка демократии по всему миру».

Данная технология позволяет американскому руководству управлять своими партнёрами изнутри. Любая страна, вступающая в тесные экономические и политические отношения с американцами рискует отдать им часть своего суверенитета. Если же страна, на которую пал взор США, сопротивляется этому влиянию, она будет изолирована экономически. Однако, этот инструмент будет работать только в том случае, если его применение будет поддержано другими странами из числа клуба G7. Применение санкций позволяет США заблокировать политическую и экономическую элиту несговорчивой страны от международных финансовых потоков, большинство из которых контролируются политиками западных стран. В этой ситуации бизнес-элита и политики, находящихся под санкциями не имеют право на въезд в страны Европы и Северной Америки и ограничены во всех отношениях с этими странами. Кроме того, чтобы взять под контроль ту или иную страну, США могут пойти на крайнюю меру: разбомбить её, а потом оккупировать. Однако в случае применения этого сценария американцы могут получить результат, на который они не рассчитывали. Так, случилось в Ираке во время правления Саддама Хусейна.

В современных условиях вышеупомянутые технологии уже не дают нужного эффекта.

Во-первых, появились альтернативные центры силы (Китай, Россия), у которых, тоже есть финансовые и информационные ресурсы. Необходимо также заметить, что эти страны, в отличие от США, не стремятся навязывать какую-либо модель функционирования политической или экономической систем.

Во-вторых, население большинства стран мира, в отношении которых может быть разыгран сценарий с применением данной технологии, предпочтут выбрать стабильность, поскольку данная технология уже общеизвестна.

В третьих, эта технология не работает в отношении стран, обладающих ядерным оружием или способных заполучить ядерный статус за короткое время. Таким образом, задачи США усложняются. Возникает необходимость искать альтернативные механизмы борьбы за глобальное лидерство. И на данный момент эти поиски не увенчались успехом.

Потеря лидерского статуса

Если обобщить все проблемы, которые связанны с потерей американцами лидерских позиций, то можно выделить четыре показателя, подтверждающих неспособность США справляться с ролью мирового гегемона:

Нехватка ресурсов. США уже не является безусловным лидером в борьбе за ресурсы. По этой причине «поддержание себя на плаву» требует больших финансовых затрат, значительного кадрового резерва, не говоря уже о доминировании в глобальном информационном поле.
Неспособность адекватно реагировать на угрозы. Приходится констатировать факт об утрате американским руководством контроля за ситуацией в мире. Всё чаще происходят конфликты и кризисы, справится с которыми они не могут ни в одиночку ни во главе коалиции стран-партнёров.
Потеря рычагов давления. Появились страны на которых нельзя надавить при помощи экономических санкций (Иран, Россия, Беларусь, Северная Корея, Куба). Этот факт напрягает США больше всего.
Отсутствие гарантированной поддержки со стороны союзников. Всё больше мировое сообщество не поддерживает США в их начинаниях.

Вследствие вышеперечисленных фактов напрашивается вывод о нереализуемости и бесперспективности внешнеполитических стратегий США. Найти новую модель отношений с партнёрами, которая могла бы учитывать в интересы Китая, Индии, Турции, России, Ирана, Великобритании, а также стран Европейского Союза американскому руководству по силам, но для этого необходимы радикальные изменения в своей внешней политике. Если этого не произойдёт, США продолжат терять влияние в Евразии и, как следствие, во всём остальном мире.

Прочтите также

Материалы автора: Sherzod Abdulkhasanov

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
ru_RURussian
en_GBEnglish ru_RURussian