Путь Таджикистана в ЕАЭС сложен, но возможен

В современном геополитическом пространстве развитие определяют интеграция и глобализация. Интеграция является инструментом для создания условий стабильного роста, модернизации, обеспечения экономического подъема, повышения благосостояния населения, а также политической стабильности в мире. Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) явилось закономерным результатом развития интеграционных процессов нескольких стран.

Договор о ЕАЭС прямо указывает на то, что Союз открыт для вступления любого государства, которое разделяет его цели и принципы. На данный момент наиболее вероятным потенциальным участником можно считать Таджикистан. Аргументировать данный факт можно тем, что Таджикистан, как бывшая республика когда-то общего Союза, тесно связан со всеми нынешними участниками ЕАЭС историческими корнями и, что немаловажно, торговыми отношениями.

Однако, процесс обсуждения по вступлению Таджикистана уже затянулся. Одной из причин такой медлительности или раздумий является желание оценить практические плюсы и минусы от участия в интеграции на примере недавно присоединившиеся Армении и Кыргызстана. Основной же причиной можно считать организационную и правовую неготовность самого Таджикистана.

Минус на минус, дает плюс

Стоит отметить, что присоединение Таджикистана к ЕАЭС будет значительным шагом на пути улучшения экономических связей со всеми странами-участниками. Но однозначного положительного эффекта ждать все-таки не стоит. Как и в любом вопросе, здесь есть свои плюсы и минусы…

Несомненно, положительным фактором для экономики страны после вступления в Союз будет являться беспошлинный доступ таджикской продукции на евразийский рынок, что поспособствует значительному доходу от импорта, и положительно повлияет на уровень экономики страны. Кроме того, после объединения ожидаемо повысится уровень привлечения иностранных инвестиций и рост производства в стране. Это за собой понесет повышение уровня конкуренции, начнется процесс обмена технологиями, что поднимет уровень производительности и экономического потенциала Таджикистана.

Основным и наиболее положительным фактором будет являться единый рынок труда. Участие страны в интеграционном объединении позитивно скажется на трудовых мигрантах (коих действительно много), работающих в странах ЕАЭС. Свободная миграционная политика без ограничений позволит трудовым мигрантам свободно работать и пользоваться такими же социальными правами, что и гражданам принимающей страны. При этом, мигрантам не потребуется получать разрешение на работу в государстве трудоустройства. За собой это несет все социальные гарантии семье приезжего (дети пойдут в детский сады и школы, все члены семьи будут получать обязательное медицинское страхование).

Важно отметить, что объединение повлияет на снижение криминогенной обстановки в стране пребывания и на Родине. Прежде всего, уйдут так называемые рамки, которые препятствуют нелегальным трудовым мигрантам перейти в категорию легальных, что повысит их социальный уровень в обществе.

Рассмотрев существенные плюсы объединения необходимо выделить и минусы интеграции Таджикистана в ЕАЭС, которые также имеются.

Таджикистан является членом Всемирной торговой организации (ВТО), в связи с чем могут возникнуть трудности в вопросе вступления в Союз, так как на стране лежит ряд обязательств, которые могут противоречить нормам таможенного союза ЕАЭС. Проблемы эти связаны с вопросами согласования тарифных ставок (таможенных пошлин при ввозе). В Таджикистане тарифные ставки более «мягкие» (шесть тарифных уровней), чем в ЕАЭС (более 20 уровней).

Средний тариф в Таджикистане с учетом обязательств перед ВТО равен около 8%, что немного ниже среднего тарифа таможенного союза (около 10%). Такая разница может отрицательно повлиять на деятельность государства и привести к росту инфляции в стране. В результате пострадают таджикские потребители, которые после интеграции могут потерять доступ к дешевым товарам из Азии.

Что касается мер тарифного регулирования, следует отметить, что в ЕАЭС применяются антидемпинговые пошлины (квотирование ввоза и вывоза товаров), чего нет в Таджикистане. Выравнивание нетарифных мер в соответствии со евразийскими стандартами может негативно повлиять на товарооборот со странами, не входящими в ЕАЭС (Китай, Иран и Турция). Это может привести к банкротству владельцев малого и среднего бизнеса, которые занимаются импортом из вышеуказанных стран и осуществляют реализацию на территории государства. Что приведет к снижению доходной части государственного бюджета Таджикистана.

К иным возможным минусам интеграции можно отнести также и то, что при стимулировании увеличения трудовой миграции Таджикистан рискует потерять значительное количество трудовых ресурсов, что отразится на своей экономике. Следует ожидать и увеличения длительности срока пребывания трудовых мигрантов за рубежом.

Главным проблемным вопросом, заставляющим Таджикистан взять паузу в вопросе по вступлению в ЕАЭС является неподготовленность правовой базы и серьезные экономические проблемы в стране. Внушительный внешний долг вместе со слабой налоговой системой могут серьезно затормозить интеграцию Таджикистана.

Несмотря на все вышеуказанные негативные последствия и сложности перед вступлением Таджикистана в Союз, объединение с «евразийским сообществом» выглядит наиболее верным шагом для запуска процесса экономического развития в государстве. Для того чтобы вступление Таджикистана не носило исключительно политический характер, не отразилось на его отношениях с зарубежными партнерами и на уровне экономики в стране, правительству стоит подготовить всю необходимую базу и заранее снизить все возможные риски.

Прочтите также

Материалы автора: Sherzod Abdulkhasanov

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
ru_RURussian
en_GBEnglish ru_RURussian