Догонит ли Китай, США по военным расходам ?
Среда 23 мая 2018

АНАЛИТИКА

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Китай предоставляет сведения ограниченного характера о распределении средств военного назначения, которая недостаточно отображает затраты на конкретный сектор, какие меры предпримет руководство для отражения внешних угроз, и в какие технологии она инвестирует. Однако, даже такие «скромные оценки» свидетельствуют о росте военных расходов Китая. На данный момент расходы Пекина на армию являются самыми высокими в мире после США.

Что свидетельствует о несоответствии оценок военных расходов КНР?

Не существует общепринятых стандартов для предоставления данных о военных расходах. Несмотря на то, что механизмы информирования действуют в рамках ООН и других международных организаций, все же предоставление подобного рода сведений производится на добровольной основе. Некоторые страны предоставляют подробную информацию, в то время как другие только определенную статью военного бюджета. В результате публикация полных данных военных расходов частично зависят от степени открытости стран.
К примеру, 4 марта 2017 г. заместитель министра иностранных дел Фу Ин на пресс-конференции заявил, что оборонный бюджет Китая будет увеличен на 7% по сравнению с предыдущим годом. В 2016 г. оборонный бюджет страны составил 954 млрд. юаней (146,6 млрд. долл.), таким образом, при увеличении на 7%, путем вычисления сумма должна составить 1,021 трлн. юаней (148,1 млрд. долл.). Однако 6 марта 2017 г. официальные должностные лица министерства финансов отметили, что военный бюджет составит 1,044 трлн. юаней (151,5 млрд. долл.).

 

Как китайские военные расходы сравниваются с расходами соседних государств?

Согласно данным СИПРИ, за последнее десятилетие Пекин увеличил расходы на оборону почти в пять раз. В настоящее время Китай тратит больше средств на оборону, чем Япония, Южная Корея, Филиппины и Вьетнам в совокупности, но уступают США.

Рост военных расходов КНР связан с увеличением ВВП страны. Военный бюджет Китая в 2001 г. составлял 52 млрд. долл., в 2016 г. – 226 млрд. долл. За 15 лет расходы на оборону увеличились на 330%, что соразмерно с ростом экономики КНР. За тот же период экономика Китая выросла на 950%, доля военных расходов оставалась на уровне 2% от ВВП.

Для сравнения, расходы на оборону Японии составляют 1% от ВВП страны. Южная Корея выделяет около 2,6% своего ВВП на военные нужды.
Рост оборонных расходов КНР связан с усилием руководства страны по реформированию НОАК. Пекин начал программу военной модернизации после кризиса в Тайваньском проливе в 1995-1996 гг., когда были выявлены фундаментальные недостатки относительно сдерживания иностранного вмешательства во внутренние дела страны.

Кроме того, значительное увеличение военного бюджета в этот период стало следствием внутренней политики. В период с 1980-х до начала 1990-х гг. военный бюджет государства сильно сократился, несмотря на экономические реформы, которые повысили уровень общего благосостояния, поэтому НОАК восполнял свой бюджет посредством вложений в бизнес. Однако, из-за коррупции и других факторов, ВС КНР были вынуждены в 1998 г. передать все свои активы правительству КНР, что привело к увеличению оборонных расходов.

Хотя военные расходы Китая в процентном отношении к ВВП выросли не значительно, рост совокупных расходов соразмерен с несколькими значимыми программами закупок, военными реформами и изменениями в доктрине и стратегическом видений НОАК.

Эти изменения способствовали повышению значимости страны в обеспечении региональной и международной безопасности.
Некоторые усилия Китая, например участие в миротворческих операциях ООН, противодействие пиратству и оказание гуманитарной помощи широко приветствовались международным сообществом. С другой стороны, защита интересов безопасности в Восточном и Южно-Китайском морях могут вызвать напряженность в отношениях с другими региональными факторами.

Вместе с тем, несмотря на то, что военный бюджет Китая значительно вырос за последнее полтора десятилетие, расходы на оборону страны значительно уступают США.
В 2016 г. США выделили около 3,3% ВВП на оборону, что в 2,5 раза выше затрат КНР. Также необходимо отметить, что США сохраняют военное присутствие в глобальных масштабах, в то время как Китай практически не располагает иностранными базами и его оборонные интересы сфокусированы только на АТР.

В то же время, при рассмотрении уровня военных расходов в процентном соотношении к общим бюджетным расходам, выявлено снижение оборонного бюджета Китая с 11,98% в 2001 г. до 6,2% в 2016 г. После значительного роста затрат США в период с 2002 по 2011 г., общие расходы вернулись на уровень до событий 9 сентября 2001 г. (9% в 2001 г. и 9,3% в 2016 г.). Интересно, что Филиппины и Китай тратят на оборону около 6% от общих государственных затрат, а Россия увеличила свою долю до 15,5% в 2016 г. в сравнении с 13,8% в 2015 г.

В целом Восточная Азия имеет совокупный военный бюджет аналогичный Западной и Центральной Европы. За последние 25 лет военные расходы стран Восточной Азии увеличились с 86 млрд. долл. (1990 г.) до 315 млрд. долл. (2016 г.).

Несмотря на рост военных расходов западноевропейских государств, в 2012 г. совокупный оборонный бюджет Восточной Азии превысил затраты на военные нужды стран Западной Европы. При этом, китайский военный бюджет составляет более 50% от совокупных расходов Восточной Азии, Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и Океании.

Таким образом, если военный бюджет Китая будет продолжать расти, даже с темпом, существенно меньшим, чем нынешний, расходы КНР могут сблизиться с расходами США в ближайшие десятилетия.

Неофициальный перевод: Центр стратегических и международных исследований

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

По теме Аналитика


  • Китай на пороге нефтяного переворота, или пора отказаться от доллара +

    Уже много лет на мировом рынке в сфере энергетики доминирует американский доллар. Правда в последние годы по причине нестабильности этой

    Читать далее
  • Изменения внутриполитической обстановки в Республике Узбекистан с сентября 2017 года по апрель 2018 года +

    Внутренняя политика

    В период с сентября 2017 года по апрель 2018 года внутриполитическая обстановка в Республике Узбекистан (далее РУ) существенных

    Читать далее
  • Россия – Казахстан: экономика и геополитика развития +

    Сегодня Центральная Азии становится центром пересечения различных полимодальных структур и интеграционных союзов, потенциал которых в ближайшее время определит геоэкономические и

    Читать далее
  • Что будет с фондами С.Исакова? +

    1. Фонд защиты природы

    С 2013 года между властями Кыргызстана и канадской компанией «Кумтор Оперейтинг Компани» начались претензии со стороны

    Читать далее
  • Афганский транзит или спецгрузы США в Афганистане +

    Наступила весна, и наступило время для осуществления военной операции ВС США и Афганской национальной армии против отрядов исламистского движения «Талибан».

    Читать далее
  • 1
  • 2