Что будет с фондами С.Исакова?
Пятница 17 августа 2018

АНАЛИТИКА

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

1. Фонд защиты природы

С 2013 года между властями Кыргызстана и канадской компанией «Кумтор Оперейтинг Компани» начались претензии со стороны КР в вопросах нанесения экологического вреда государству и данный вопрос судебными тяжбами длился до 2017 года. Кыргызстан требовал компенсации от Кумтора более 100 миллионов долларов, на что руководство золотодобывающей компании выразило отказом. Но ситуация постепенно вышла на некие уступки со стороны Кумтора через подписание Стратегического соглашения по охране окружающей среды и развитию инвестиций между правительством и компанией «Centerra Gold Inc.» и закрытым акционерным обществом Кумтор Голд Компани от 11 сентября 2017 года, где канадская компания согласилась выделять определенные суммы для фонда защиты природы и фонда поддержки онкологической службы. Согласно настоящему Соглашению Кумтор оперейтинг финансирует различные экологические мероприятия по охране окружающей среды Иссыкульской области.

Так, в соответствии с уставом Фонда защиты природы был получен единовременный платеж от закрытого акционерного общества «Кумтор Голд Компани» в размере 50 млн долларов, а начиная с 2017 года в фонд ежегодные перечисляются платежи в размере 2,7 млн долларов до конца эксплуатации рудника Кумтор. Любопытным фактом является, то что через постановление Правительства КР был учрежден данный фонд, а также его устав, но по сути об этом фонде и его работе в Кыргызстане не знает никто, так же до сих пор нет списка членов фонда и его наблюдательного совета хотя фонд уже действует с прошлого года. Нет сайта фонда и его контактных данных, кроме тех что указаны в уставе Фонда (месторасположение фонда в здании Министерства экономики), что является нарушением в вопросах прозрачности деятельности финансовых институтов и обращения граждан.

Фонд защиты природы является неправительственной организацией, где учредителем выступает Правительство КР, которое полномочно распоряжаться финансовыми средствами по своему усмотрению. Наблюдательный Совет фонда так же назначается С.Исаковым, что говорит о наличии своих людей на местах Совета.

В Кыргызской Республике природоохранной деятельностью занимается Государственное агентство окружающей среды и лесного хозяйства при правительстве, у которого есть в структуре Республиканский фонд охраны природы и развития лесной отрасли, но по странному стечению обстоятельств данный государственный институт не имеет в своей структурной компетенции данное проправительственное НПО «Фонд защиты природы».

19 марта текущего года на заседании Бишкекского городского Кенеша (Совет депутатов) в проекте бюджета на 2018 год не было предусмотрено денежных средств на защиты окружающей среды и ситуация выглядела следующим образом: выделено 899 млн. 406 тыс. сомов, резервный фонд составил 66 млн 254 тыс. сомов, на оборону 14 млн 655 тыс. сомов, на общественный порядок и безопасность 33 млн сомов, экономические вопросы 412 млн. 226 тыс. сомов. Будет ли теперь заниматься новоявленный Фонд защиты природы вопросами выделения денежных средств и своей деятельностью по компетенции пока не ясно.

Помимо НПО «Фонд защиты природы» в Кыргызстане существуют финансируемые с государственного бюджета: Фонд охраны природы при Госагентстве по охране окружающей среды и лесного хозяйства, а так же Фонд развития Иссык-Кульской области, точнее сказать, что в Кыргызстане существует достаточно фондов для защиты экологии.

Необходимо отметить, что выделение денежных средств от канадской компании является не что иное, как выдача отступных властям Кыргызстана и уклонение Кумтором оплаты нанесенного экологического ущерба Иссыкульской области в целях экономии своих средств, а проправительственное НПО «Фонд защиты природы» занимается аккумуляцией денежных средств на счетах Фонда и распределением их по своему усмотрению.

2. Фонд поддержки онкологической службы

В связи с тем, что в соответствии с законодательством Канады запрещается прямое финансирование правительств других государств то в рамках Стратегического соглашения по охране окружающей среды и развитию инвестиций между правительством и компанией «Centerra Gold Inc.» и закрытым акционерным обществом Кумтор Голд Компани от 11 сентября 2017 года был так же создан НПО «Фонд поддержки онкологической службы» через постановление правительства «О создании фонда поддержки онкологической службы» № 577 от 14 сентября 2017 года.

Данный фонд является НПО при министерстве здравоохранения КР и в соответствии с двусторонними договоренностями между Кумтором и Правительством КР было выделено 10 млн. долларов для Национального центра онкологии через вышеназванный фонд онкослужбы.

В настоящий момент данный фонд только начал свою работу и пока не ясно кто имеет право финансовых обязательств и есть ли у фонда устав. Но, так или иначе целью фонда является получение дотаций от Кумтор, международных донорских организаций и финансовых средств с государственного бюджета.

3. Общественный фонд Pro Lex имени Темира Джумакадырова

19 февраля 2018 года прошел регистрацию Общественный фонд Pro Lex имени Темира Джумакадырова бывшего вице премьер-министра Кыргызстана, который погиб в ДТП 7 октября 2017 года в селе Садовом Московского района. Основным учредителем является Сапар Исаков и якобы официально вдова Темира Джумакадырова – Нора Суюналиева, в прошлом Программный специалист Фонда ООН в области народонаселения в Кыргызстане (ЮНФПА).
Основной целью Фонда является содействие в развитии страны в вопросах качества жизни граждан Кыргызстана через реализацию различных проектов через молодое поколение страны, по антикоррупционным мероприятиям и дорожной безопасности в Кыргызстане.

Пока что данный фонд только прошел регистрационную процедуру в соответствующих органах и его работа будет начата в ближайшее время. Предположительно, что данный фонд начнет получать грантовую поддержку непосредственно через правительственные каналы от международных донорских организаций в связи с прошлым опытом работы Норы Суюналиевой.

Заключение

Все вышеуказанные фонды являются проправительственными НПО, которые могли быть основаны для получения финансовой помощи с государственного бюджета, из-за рубежа и так же налаживанием связей с зарубежными представительствами как государственными, так и коммерческими, где, скорее всего, последуют потери стратегических интересов кыргызского государства.
Понятно, что Сапар Исаков не имеет полное право распоряжается всеми финансами вышеуказанных фондов, так как выше стоят более весомые про властные фигуры и можно предположить, что финансовая база может быть подготовлена для правящей атамбаевской фракции в КР – Социал-демократической партии Кыргызстана, где Сапар Исаков является заместителем председателя.

По теме Аналитика


  • Фонд Ыйман +

    В Кыргызстане сложилось мнение, что неправительственные организации финансируются, а так же курируются только лишь иностранными государствами, но это совсем не

    Читать далее
  • Центральная Азия дистанцируется от исламского мира +

    Все уже привыкли к тому, что в последнее время конкуренцию за господство в ЦАР делят между собой Китай, Россия и

    Читать далее
  • Путь к процветанию Армении откроется лишь после мирного договора по Нагорно-Карабахскому конфликту +

    История в Армении повторилась дважды, если 3 февраля 1998 года смещение первого президента Левона Тер-Петросяна можно считать трагедией для армянского

    Читать далее
  • Восточный экономический форум: экономика развития и геополитика +

    Сегодня в рамках действительных динамик геополитических и геоэкономических процессов происходит актуализация Азиатско-Тихоокеанского региона, развитие которого через кроссрегиональное сотрудничество рассматривается в

    Читать далее
  • Китай помогает Центральной Азии стать зависимой +

    9-10 июня 2018 года в городе Циндао (провинция Шаньдун, Восточный Китай) состоялся саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это

    Читать далее
  • 1
  • 2