Изменения внутриполитической обстановки в Республике Узбекистан с сентября 2017 года по апрель 2018 года
Вторник 23 октября 2018

АНАЛИТИКА

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Внутренняя политика

В период с сентября 2017 года по апрель 2018 года внутриполитическая обстановка в Республике Узбекистан (далее РУ) существенных изменений не претерпела. Политический транзит власти в РУ полностью завершен. Ш.Мерзиеев полностью утвердился на посту действующего президента и получил поддержку всех политических элит, включая Ташкентский и Самаркандский кланы.

В начале сентября 2017 года, Ш.Мерзиеев с целью укрепления своих позиций в силовых структурах РУ, назначил на должность министра обороны А.Азизова (экс министр внутренних дел, является доверенным лицом Ш.Мерзиеева).
На место министра внутренних дел был назначен П.Бобожонов (экс хоким Хорезмской области РУ). В свою очередь, бывший министр обороны К.Бердиев был назначен на должность начальника Академии ВС РУ.

В конце января 2018 года Р.Иноятов освобождён от должности Председателя Службы национальной безопасности РУ и назначен на должность Государственного советника Президента Республики Узбекистан по политико-правовым вопросам. На должность Председателя СНБ РУ назначен И.Абдуллаев, ранее занимавший должность Генерального прокурора РУ.

14 марта 2018 года Ш.Мерзиеев издал указ о преобразовании СНБ в Службу государственной безопасности (СГБ). Вместе с тем, Ш.Мерзиеев подписал закон, который установил новые законодательные рамки для деятельности СГБ, чтобы четко определить спектр полномочий СГБ и механизм его формирования. Новый закон серьезно обновил структуру и систему назначения руководящих кадров Службы государственной безопасности.
В частности, президент назначает не только главу СГБ, но и его заместителей. Тем самым, глава государства ужесточил контроль над назначением должностных лиц на ключевые посты.
Кроме того, в составе СГБ появилась новая структура — т.н. «Коллегия», которая должна рассматривать вопросы, касающиеся состояния обеспечения государственной безопасности, исполнения актов законодательства, расстановки кадров и иные вопросы.

В пограничных войсках будет образован Военный совет, состав и порядок деятельности которого будет определять председатель СГБ. Таким образом, любое назначение на руководящую должность в системе спецслужбы будет контролироваться президентом, который через т.н. «Коллегию» и Военный совет ПВ намерен отслеживать тенденции и настроения в среднем и низшем звеньях СГБ.

Предполагается, что во второй половине 2018 года и первой половине 2019 года, Ш.Мерзиеев продолжит проведение кадровых перестановок. В основном так называемая «чистка» коснется директоров государственных предприятий и первых руководителей промышленных и производственных крупных корпораций, и министерств. Предполагается, что на высокопоставленные должности будут выдвинуты представители доверенного круга лица действующего президента из числа идейных либералов.

В целом, стратегию внутренней политики Ш.Мерзиеев менять не собирается, так как это позволит ему сохранить баланс между своими сторонниками и командой экс президента РУ И.Каримова.

Внешняя политика

В настоящее время, власти РУ работают над изменением модели выстраивания внешнеполитических отношений. В частности, действующим премьер-министром страны А.Ариповым, по согласованию с президентом страны, активно реализуется внешнеполитическая стратегия государства под названием «отсутствие проблем с соседними государствами».

По мнению либеральных элит РУ, отсутствие проблем с соседними государствами необходимо для продолжения экономического развития в сфере промышленности и наращивания для вывода продукции на рынки соседних стран. Наряду с этим, руководство Узбекистана продолжает проводить активную деятельность во внешнеполитической сфере для привлечения в страну международных инвестиций и развития собственной перерабатывающей отрасли. Практически во всех проводимых встречах на высоком уровне достигаются соответствующие соглашения и подписываются договора о направлении инвестиций в экономику Узбекистана.

Одним из приоритетных направлений является поиск альтернативных путей экспорта товаров на мировые рынки, в том числе в страны ЕАЭС. Власти РУ понимают, что с точки зрения экономической целесообразности участие в ЕАЭС является выгодным для узбекского бизнеса. В случае вхождения Узбекистана в ЕАЭС узбекские производители получат равноправный доступ к рынку стран ЕАЭС (прежде всего РФ и РК), будут созданы равные условия для трудовых мигрантов, обретут доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям.

Узбекистан уже сегодня испытывает определённые проблемы при экспорте в страны ЕАЭС своей продукции. Самый яркий пример — легковые автомобили, производимые в Узбекистане. В результате ограничений на экспорт узбекских легковых автомобилей в зоне ЕАЭС, в 2016 году произошёл обвал экспортных поставок в РФ и РК.

Между тем, правительство Узбекистана считает, что в нынешних условиях, присоединение РУ к ЕАЭС приведёт к росту цен, широкому проникновению более конкурентоспособной российской продукции на узбекский рынок. В настоящее время, узбекский бизнес не готов к жёсткой конкуренции с российскими производителями.

В среднесрочной перспективе власти Узбекистана продолжат реализацию планов по экспортоориентированной экономике, способной привлекать и эффективно осваивать инвестиции как внутренние, так и внешние. Последовательность реализации экономических реформ в Узбекистане в ближайшие годы, обусловит стимулирование и поиск приемлемых форм региональной кооперации и интеграции.

Однако, при этом Узбекистан в среднесрочной перспективе не будет участвовать в интеграционных структурах, сформированных на сегодня на постсоветском пространстве. Вместе с тем, у Узбекистана есть объективная потребность в налаживании более глубоких связей со странами ЕАЭС. В этих условиях предполагается, что власти Узбекистана будут формулировать новые инициативы в этом направлении, взаимовыгодных и приемлемых как для стран ЕАЭС, так и для Узбекистана. В частности, одним из вариантов может быть формирование Зоны свободной торговли «ЕАЭС — Узбекистан». Данная инициатива в настоящее время обсуждается в закрытом режиме в экспертных кругах Узбекистана.
Формирование такой ЗСТ может стать серьёзным фундаментом для углубления сотрудничества, постепенного улучшения законодательно-нормативной базы, стандартов и норм ЕАЭС и Узбекистана.

В этой связи, предполагается, что РФ, исходя из перспектив развития узбекско-российских отношений, также может стимулировать диалог в данном вопросе с узбекскими экспертными и правительственными кругами и частично инвестировать в узбекские инициативы.

Помимо установления добрососедских отношений со странами Центральной Азии, Ш.Мирзеев делает акцент на укрепление сотрудничества со странами Кавказского региона. В частности, с Грузией, где власти РУ заинтересованы в использовании морского порта Анаклия, железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и скоростной магистрали Восток-Запад. По имеющимся сведениям, Ташкент заинтересован официальным предложением Тбилиси об использовании их порта и логических маршрутов для организации экспорта товаров РУ в страны черноморского региона и Европы.

Вместе с тем, для реализации указанных перспектив Узбекистану будет необходимо использовать порты соседних государств в Каспийском море, таких как Казахстан и Туркменистан. Отмечается, что наиболее перспективным вариантом в данном случае для РУ станут торговые порты Туркменистана, с высшим руководством которых действующие власти РУ находятся в более тесных отношениях, нежели с Казахстаном, так как считают РК основным торговым
и экономическим конкурентом в регионе.

В ходе визита рабочего визита президента Туркменистана в Узбекистан (23-24 апреля 2018 года) Г.Бердымухамедов предложил Узбекистану использовать морские порты республики в Каспийском море. В частности, Туркменистан готов к совместной работе по созданию коридора по маршруту «Узбекистан — Туркменистан — Каспийское море — Южный коридор», что позволит выйти, как на европейский, так и на ближневосточные рынки.

В связи с этим предполагается, что в ближайшие 3-4 года, в случае наличия реальных возможностей использования торгового маршрута через порт Анаклия в Грузии, власти РУ будут договариваться о получении возможности транзита своего товара с руководством Туркменистана.

Таким образом, можно предположить, что Узбекистан находится в активном поиске новых маршрутов экспорта своих товаров. В настоящее время, основной акцент Ш.Мирзиеев будет делать на экономику. Учитывая имеющиеся излишки производства, РУ остро нуждается в экспортном рынке. На начальном этапе, в рамках двухстороннего сотрудничества РУ будет выходить на рынки стран ЕАЭС через территорию Казахстана. Конечной целью для нынешнего руководства РУ является выход на рынки стран черноморского региона, а также Европы.

В указанный период, власти Узбекистана провели две международные конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» (11-12.11.2018г.) и «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное сотрудничество» (27.03.2018 г.).

Одним из основных вопросов, затрагиваемого в ходе конференции, текущая ситуация в Афганистане. В частности, желание ВПР РУ разрешить афганский кризис. Прошедшие конференции показывают намерения РУ реализовывать свои внешнеполитические амбиции и выступать в качестве основного посредника в процессе урегулирования конфликтов как в ЦАР, так и за пределами региона.

Кроме того, стремления узбекских властей указывают на их намерения и попытки утвердиться среди мирового сообщества в качестве регионального лидера. Отмечается, что Ш.Мирзиеев пытается создать имидж
так называемого «миротворца», способного повлиять на урегулирование афганского конфликта.

По теме Аналитика


  • Как мигранты становятся террористами? +

    Экономический спад в Таджикистане, который длится уже на протяжении многих лет, оказывает неблагоприятное воздействие на молодежь. Вследствие этого наблюдается деградация

    Читать далее
  • Даешь дорогу молодым, или возможная смена власти в Таджикистане +

    Рано или поздно все истории приходят к концу, и ничего к ним не добавить...

    Любая эпоха, любая история рано или

    Читать далее
  • «Silk visa», как проект объединения братских стран! +

    Постепенная нормализация отношений между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном возродила идею по созданию аналога зоны шенгена. Инициаторами данной консолидации являются

    Читать далее
  • Сомнительная организация проведет очередной пиар +

    C 9-21 сентября Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) планирует провести в городе Варшава ежегодную конференцию «О выполнении

    Читать далее
  • Чем опасна деятельность сомнительных исламских организаций в Кыргызстане +

    16 июля текущего года в Бишкеке кыргызстанский Фонд «Ыйман» и Катарская благотворительная организация «Qatar Charity» подписали стратегическое грантовое соглашение о

    Читать далее
  • 1
  • 2