Информационно-аналитический портал polit-asia.kz - Единый курс развития стран Центральной Азии
Суббота 23 марта 2019

Экономика

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Изображение с сайта kazakh-tv.kz

Множество проблем и вопросов, связывающих Центрально-азиатский регион (ЦАР), позволяют налаживать взаимосвязь государств региона и мировых лидеров. В настоящее время, единый процесс решения общих целей и задач обретает все более очертаемые контуры.

Масштабные перемены, произошедшие в международной системе в последние десятилетия, такие как прекращение противостояния разнополярных социально-политических систем, возрастание новых угроз для глобальной и региональной безопасности со стороны международного терроризма, экстремизма, организованной преступности и негативных последствий нелегального оборота наркотиков, выдвинули на первый план проблемы становления и формирования новой системы международной и региональной безопасности.

В наше время проблема появления и консолидации новой всеобщей системы международной безопасности в широком смысле и национальной в каждом отдельном государстве в узком, является весьма актуальной. Особое значение эти процессы приобретают на региональном уровне. 

Следует отметить, что до сих пор нет единого мнения в вопросах выработки стратегии и концепции региональной безопасности в Центральной Азии.

Угрозы региональной безопасности Центральной Азии имеют высокий уровень, причины тому:

- стратегическое положение региона;
- сырьевые богатства;
- слабая заселенность территории.

Современная глобализация и её влияние на ЦАР предопределяют необходимость постоянной оценки состояния, перспектив обеспечения региональной безопасности и разработку адекватных мер по выявлению и уничтожению в первую очередь региональных угроз.

В проблеме безопасности Центральной Азии ключевую роль играет региональный аспект, поскольку исходит из решения задач по формированию единства стран, недопущения их разобщенности. В этих условиях важной задачей является разработка новой региональной политики, исходящей из национально-культурных, социально-демографических, природно-климатических, хозяйственных реалий, а также исторических особенностей формирования и развития ЦАР.

Однако, наиболее сложным вопросом является то, что в политической, экономической, интеллектуальной элите стран Центральной Азии до сих пор отсутствует четкое стратегическое и единое видение её будущего. Через двадцать пять лет после обретения государственности, страны Центральной Азии всё ещё стоят на пороге системных изменений.

При всех очевидных минусах, государства Центральной Азии заявляют о себе как о состоявшихся стабильных государствах с развивающейся экономикой и сформировавшимися внешнеполитическими приоритетами. Несомненно, авторитет ЦАР на мировой арене возрос, это свидетельствует об увеличении регионального веса, росте значения для глобальной экономики и финансов. Вместе с тем, с учетом современных реалий внешняя политика стран региона требует модернизации и продвижения национальных интересов. На этот процесс воздействует целый ряд внутренних и внешних факторов. Среди важных внутренних факторов следует отметить кардинальные изменения в политическом и социально-экономическом развитии стран, завершении переходного периода стран к новой стратегии долгосрочного и устойчивого развития. Внешние факторы представлены необходимостью преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, обострением конфликтов и современных проблем человечества, появлением новых геополитических и геоэкономических интересов.

Ни для кого не секрет, что страны Центральной Азии будут укреплять всестороннее сотрудничество с Китайской Народной Республикой (КНР) в рамках политического диалога на всех уровнях, развивать энергетическое, инвестиционно-технологическое, торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в транзитно-транспортной сфере, аграрном секторе, в области совместного использования водных ресурсов. Но, при ведении этого сотрудничества стоит быть очень аккуратным в вопросе подпадания под зависимость от КНР.

В тоже время, Центральная Азия, занимая выгодное географическое положение, является регионом столкновения стратегических интересов Китая, России, европейских стран, США и так называемых, исламских государств-лидеров. Более того, здесь переплетаются различные религии - ислам, христианство, представленное различными течениями, что также осложняет всю обстановку. Поэтому курс ведения внешней и внутренней политики стран региона и все связанные с ним изменения будут иметь существенное значение для развития всего региона. Вместе с тем, этот же геополитический фактор способен создать угрозу национальной безопасности стран региона.

В настоящий момент геополитический курс стран Центральной Азии достаточно понятен. Из него можно вычленить некоторые направления развития:

- установление выгодных связей с Китаем, что имеет огромный потенциал по сотрудничеству: от обеспечения мира и стабильности в регионе до выхода к морским портам АТР;
- сохранение равенства между государствами Центральной Азии, а также Турцией, Ираном, Индией, Пакистаном, Афганистаном, Азербайджаном, начиная от торговых связей, линий нефтепровода до выхода к морским портам;
- установление хороших отношений с Россией;
- установление полезного партнёрства, доступ к передовым технологиям Японии, США, Западной Европы.

В связи с этим, для обеспечения реального развития Центральной Азии, как многонационального и религиозного региона необходима единая объединяющая всех идеология, соответствующая ожиданиям и стремлениям каждого. Лидерам стран стоит определить общие приоритетные ценности, начиная от значимости правового демократического общества, заканчивая национальным колоритом.

Таким образом, страны ЦАР должны взаимодействовать между собой на принципах дипломатии, в соответствии со своими национальными интересами, сохраняя при этом партнерские взаимоотношения с соседними государствами. Геополитические и геоэкономические цели государств Центральной Азии должны всегда строиться на основе взаимных интересов с зарубежными странами и международными организациями, но не позволяя давления на себя и союзников. Только такой подход способен привести к успеху и процветанию региона.

Добавить комментарий

В коментарии не допускаются нецензурные слова

Защитный код
Обновить

НОВОСТИ ИЗ РАЗДЕЛА ЭКОНОМИКА

  • Долги энергохолдинга «Барки Тоджик» +

    Долг таджикского государственного энергохолдинга «Барки Тоджик» перед российско-таджикским предприятием «Сангтудинская ГЭС-1» в 2018 году вырос почти на $27,7 млн и

    Читать далее
  • Путь Таджикистана в ЕАЭС сложен, но возможен +

    В современном геополитическом пространстве развитие определяют интеграция и глобализация. Интеграция является инструментом для создания условий стабильного роста, модернизации, обеспечения экономического

    Читать далее
  • Единый курс развития стран Центральной Азии +

    Множество проблем и вопросов, связывающих Центрально-азиатский регион (ЦАР), позволяют налаживать взаимосвязь государств региона и мировых лидеров. В настоящее время, единый

    Читать далее
  • Мощности Таджикистана по производству электроэнергии +

    В 2018 году Республика Таджикистан поставила своим соседям Афганистану и Узбекистану более 2 млрд. кВт электроэнергии. Об этом на итоговой

    Читать далее
  • Выгода от торговой войны США и Китая +

    Центрально-Азиатский регион (ЦАР) стал невольным участником соперничества двух крупных держав − США и Китая. Однако, для самого региона эта конкуренция пойдет

    Читать далее
  • Слияние ЕАЭС и ОПОП, за этим будущее +

    С течением времени инициатива Китайской Народной Республики (КНР), которая берет своё начало в 2013 году, развилась до уровня глобального масштаба.

    Читать далее
  • Последствия Брексита выгодно отразятся на Казахстане +

    Европейские СМИ громко обсуждают предстоящий выход одной из стран-локомотивов Европейского Союза. По заявлению премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, страна выбрала для

    Читать далее
  • 1
  • 2
  • 3