Информационно-аналитический портал polit-asia.kz - Нерешенные проблемы Кыргызстана
Суббота 23 февраля 2019

Политика

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Экономический кризис

Экономический кризис тяжело сказывается на населении. В настоящее время растет количество гражданских активистов, недовольных вхождением Кыргызстана в ЕАЭС, приводя в пример периодические проблемы на государственной границе Кыргызстана с Казахстаном, связанные с вывозом кыргызской пищевой и текстильной продукции. 

Государственные институты не могут своевременно и качественно информировать предпринимателей о текущих изменениях в стандартах ЕАЭС. В целом по регионам наблюдается спад производства в связи с понижением покупательской способности населения. 

Банковские учреждения с осени 2015 года минимизировали порядок выдачи кредитных линий населению, что в большей степени затронуло представителей среднего и малого бизнеса. В частности, наблюдается заморозка работ мини цехов на юге страны и в Бишкеке, так как предпринимателям не хватает оборотных средств для полноценной деятельности.

В этой связи руководство Кыргызстана предпринимает попытки по реформированию процедур принятия отчетных показателей у предпринимателей, облегчая им возможность сдачи данных в контролирующие органы. Так, с осени нынешнего года в республике окончательно вводится система приема по принципу одного окна и уменьшается количество надзорных органов, имеющих право проводить проверки в хозяйствующих субъектах. Одновременно власти идут на непопулярные меры, то есть, рассматривая вопросы повышения тарифов на электроэнергию.

Пока от социального взрыва населения Правительство спасает облегчение прав трудовых мигрантов в странах ЕАЭС, куда устремились безработные граждане на период экономического кризиса в стране, а также ввод с 2016 года экономических проектов в сфере сельского хозяйства и малого производства, преимущественно в южных областях страны.   

Складывающаяся ситуация в энергетическом секторе заставляет высшие эшелоны власти форсировать события и предпринимать меры по недопущению возникновения турбулентности по причине резкого спада в экономике. Так, официальные власти пытаются найти дополнительные финансовые источники для оказания предпринимателям (преимущественно малому и среднему бизнесу) поддержки в виде выделения льготных кредитных линий на 2017 год через «Айыл Банк» и «РСК-Банк» (по аналогии с мерами Правительства О. Бабанова в 2011-2012гг.). Данные меры должны также умягчить социальный кризис в стране на период проведения выборов Президента КР в 2017 году. 

Рост межэтнических противоречий

Угроза дестабилизации обстановки на юге страны в связи с ухудшением межэтнических отношений среди граждан Кыргызстана маловероятна. В течение нынешнего года отмечена тенденция увеличения экономической и политической активности узбекской диаспоры на юге страны. Это выражается в участии лидеров этнических общин на выборах в местные Кенеши, чего в 2010 и 2011гг. не наблюдалось. 

Также учитывая, что на юге Кыргызстана функционируют боеготовые подразделения вооруженных сил страны, государство уверено в предупреждении любого рода внутренних конфликтов.  

С другой стороны нынешние лидеры этнических диаспор и предприниматели находятся под контролем проправительственных политических партий типа СДПК, «Кыргызстан» и «Онугуу-Прогресс». Оппозиционно настроенных представителей этнических диаспор, которые могут развить сепаратистские, либо иные тренды практически нет.   

Также в сфере межэтнических отношений удовлетворительно работает Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений, которое проводит ряд мер совместно с Ассамблеей народов Кыргызстана в данной сфере. 

Кроме того, следует отметить, что в южных областях страны органы местного самоуправления и государственные органы проводят свои мероприятия в обязательном порядке с участием этнического меньшинства, в правоохранительные органы проводится ежегодный набор сотрудников из числа иной национальности. 

В комплексе все эти меры приводят к нормализации отношений в межэтнической сфере. 

Усиление зависимости от иностранных государств 

К осени 2016 года в Кыргызстане сложилась уникальная ситуация, когда государственные органы практически не воспринимают давление из вне, что непосредственно сказывается на самостоятельной внутренней политике. 

В частности, попытки влияния со стороны Государственного департамента США через Комитет по правам человека ООН относительно освобождения правозащитника Азимжана Аскарова практически не имели успеха. Данный вопрос остается на рассмотрении Президента КР.

Дело А.Аскарова, согласно обязательствам Кыргызстана перед международными организациями, направлено на пересмотр, но, по имеющимся данным, приговор от 2010 года так и останется в силе. В лучшем случае возможно смягчение с заменой пожизненного заключения на срок до 30 лет. 

Вопрос о законе «Об иностранных агентах», лоббируемый со стороны Москвы,  также был в третьем чтении направлен на доработку. При этом гражданский сектор предоставляет все запрашиваемые сведения в контрольные органы, чего ранее не наблюдалось. 

Правительство и МИД Кыргызстана не поддержало просьбу Турции о закрытии учебных образовательных учреждений «Себат» и национализации производственных предприятий, относящихся к сторонникам Ф.Гюлена, хотя данные требования озвучиваются с 2012 года. 

Отсутствие контроля со стороны властей за информационным полем страны

В этой сфере наблюдаются сложности. Учитывая развитие современных коммуникаций и популярность социальных сетей, государственные органы не могут контролировать всю информационную площадку страны. В этой связи государственными органами создаются дополнительные группы по интересам, где объединяются общественные активисты, поддерживающие курс правительства на интеграцию в рамках ЕАЭС и внутриполитические решения. 

В свою очередь, при поддержке Государственного департамента США и Европейской Комиссии ЕС, а также Фонда «Сорос Кыргызстан» в республике функционируют оппозиционные порталы и печатные СМИ. Россия в свою очередь также поддерживает ряд телеканалов и печатных изданий в КР. 

Учитывая данный факт, следует отметить, что сложившаяся ситуация может крайне негативно отразится на стабильности внутри государства по следующим причинам:

- ввиду отсутствия четкой информационной линии поддерживаемой государством, население страны разделено (одни придерживаются прозападной линии, остальные пророссийской);

- разделение на две стороны может создать очаги напряженности, особенно при поддержке внешних акторов для достижения своих целей;

- власти страны, не контролируя информационное поле государства, ставят себя в прямую зависимость от внешних сил.  

Усиление экологических проблем

Экологическая ситуация сложная в населенных пунктах Шакафтар Чаткальского района, Кызыл-Джар Аксыйского района и Майлуу-Суу Ноокенского района Жалал-Абадской области, а также в селе Айдаркен Кадамжайского района Баткенской области. В первых трех населенных пунктах окружающая среда признана загрязненной и не пригодной для постоянного места жительства. 

Правительством проводятся меры через МЧС Кыргызстана по вопросы укрепления хвостохранилищ с радиоактивными элементами, но своих сил для постоянного обновления не хватает. Международных грантовых средств на решение подобных проблем не хватает. К 2018 году планируется обновить все хвостохранилища, но при этом не принято решения о переселении местных жителей. 

Государственный переворот 

Анализ складывающейся ситуации свидетельствует об отсутствии реальных предпосылок осуществления государственного переворота. Оппозиционные силы разрознены и не имеют достаточных финансовых ресурсов. Команда президента А.Атамбаева уверенно контролирует текущие общественно-политические процессы. 

Ситуация может измениться лишь при возникновении разногласий внутри президентской команды после проведения референдума, а также в преддверии президентских выборов 2017 года. 

Обострение проблем в религиозной сфере 

В настоящее время в религиозной сфере сложилась сложная ситуация, основные очаги напряженности которой сконцентрировались в южных областях республики. В частности, угроза со стороны РЭО заключается в формировании сторонников из числа фанатично настроенной местной молодежи для организации террористических актов против правоохранительных органов и специальных служб. Данные теракты имеют основную цель вынудить силовые структуры и государственные институты к репрессивным мерам в отношении всей верующей части населения, в результате чего для РЭО сложатся условия для более вольготных и облегченных условий привлечения сторонников. 

Особенную роль в становлении и развитии исламских ценностей, идущих в разрез с традиционными нормами, играет легальное положение движения «Таблиги Джамагат» (запрещенное на территории сопредельных государств). Представители данной структуры организуют работу по агитации граждан к посещению мечетей и соблюдения норм ислама. Отмечается, что ранее сторонники «Таблиги Джамагат» придерживались арабских норм при ношении одежды, однако в настоящее время наблюдается переход к классической традиционной одежде с целью не привлекать внимание спецслужб. 

Представители данного движения в составе мобильных групп распределены практически по всей территории Кыргызстана. Последние осуществляют обход жилых массивов, в ходе которых, помимо агитации, производят сбор информации о количестве проживающих граждан, ориентировочного числа среди них сторонников и представителей иных религий. 

С ростом количества членов «Таблиги Джамагат» движение старается взять под свой контроль местные мечети. Сторонники выдвигаются на административные позиции в ДУМК, пытаются влиять на информационное пространство. 

«Таблиги Джамагат» не имеет конкретных лидеров на местах, т.к. большую часть хозяйственных и иных вопросов община решает сообща. Она привлекательна для местного населения отсутствием явной критики к государственной власти, оказанием актов взаимопомощи единоверцам, проведением ежемесячных собраний («гап») неформального характера в местах общественного питания, где община решает бытовые проблемы, оказывает консультативную помощь в семейных и иных вопросах.

Данная организация активна практически во всех регионах Кыргызстана. Проводит работу по отправке сторонников из числа молодежи на учебу преимущественно в Бангладеш и Пакистан. При возвращении наиболее отличившиеся в учебе члены общины направляются в иные регионы страны для организации агитационной работы и проведению «даватов», повышения квалификации местных функционеров. Этот период времени длится от 6 месяцев до 2-х лет, в течение которого они находятся на полном обеспечении за счет сторонников на местах.

Практикуется метод поощрения членов общины к индивидуальной предпринимательской деятельности, путем оказания поддержки (консультации, покупка членами общины только его продукции и т.д.). При этом предприниматель должен отдавать 1/3 либо 1/5 часть от дохода в джамагат для поддержки ее функционирования. При этом радикальные мнения и критика относительно государственных институтов открыто не поощряется.   

Серьезное влияние на ситуацию в религиозной сфере также оказывает религиозно-экстремистская организация «Хизб-ут-Тахрир». В рядах данной структуры в основном состоят радикально настроенные этнические узбеки и таджики, которые легче подпадают под влияние ввиду их озлобленности на государственные институты и титульную нацию после межэтнического конфликта 2010 года на юге страны. 

«Хизб-ут-Тахрир» преимущественно занимается агитационными мероприятиями, однако отмечаются случаи по организации тайников с оружием, литературой, аудио и видео материалами. 

В 2013-2016 гг. организация потеряла значимое влияние в северных регионах страны и больше сконцентрировала работу с населением южных областей, где конкурирует с разрозненными структурами, связанными с ИГИЛ. 

Обострение отношений между верующими и умеренными гражданами Кыргызстане заметно на бытовом уровне. Также поддержку верующей части общества оказывают правозащитные НПО, которые лоббируют на местах вопросы ношения религиозной атрибутики и одежды в средних и высших учебных заведениях, а также общественных и государственных организациях (получено частичное разрешение). Проводятся меры по предоставлению телевизионного эфира представителям духовенства, в особенности Чубак Ажы Жалилову, который проповедует нормы ислама на бытовом языке, в результате чего пользуется популярностью населения. 

Отмечается, что к 2020 году радикализация населения на юге страны приведет к тому, что сторонники религиозных организаций смогут принять участие в выборах в местные Кенеши и Парламент Кыргызстана. 

В этой связи компетентными органами просто необходимо уделять данному вопросу пристальное внимание.  

Таким образом, делая выводы следует предположить, что практически государственные институты и ДУМК в полном объеме не контролируют ситуацию в религиозной сфере. 

В целом религиозно-экстремистские организации преимущественно оказывают содействие своим подразделениям в сопредельных государствах путем предоставления временного убежища и подготовки различных материалов для распространения. Пользуясь либеральным законодательством в Кыргызстана они частично легализуют свою работу, но при этом не проводят каких либо акций на территории страны понимая, что их деятельность могут прикрыть. 

Однако, не исключается, что при поддержки из-вне, сторонники религиозно-экстремистских организаций могут попробовать взять ситуацию в стране под свой контроль (по аналогии стран Ближнего Востока).

По теме Политика

  • Возможные планы Ташкента по созданию подконтрольной оппозиции +

    В целях демонстрации международному сообществу позитивных изменений в процессах демократизации Узбекистана и повышения имиджа государства в глазах потенциальных инвесторов новое Читать далее
  • Перспективы расширения ЕС и политики соседства +

    Вследствие непродуманного параллельного осуществления углубления и расширения европейской интеграции в ЕС усилилась экономическая и политическая дифференциация, и оказались незавершенными проекты Читать далее
  • Корректировка визовой политики Пекина в отношении стран Средней Азии +

    Политический истеблишмент, в том числе представляющие действующую власть в Кыргызстане, продолжают обсуждать вопросы ужесточения Китаем визовой политики и процедур таможенного Читать далее
  • Внутриполитическая ситуация в Узбекистане в преддверии президентских выборов +

    4 декабря т.г. остается неопределенной. 9 сентября т.г. стартовала кампания по подготовке к выборам президента страны. К участию в предстоящем Читать далее
  • Парламентские выборы как «час икс» для Армении +

    5 марта в Армении официально стартовала предвыборная кампания к предстоящим 2 апреля выборам в Национальное Собрание Армении 6-го созыва. Согласно Читать далее
  • Индия в Центральной Азии. Начало. +

    Центральная Азия для Индии приобретает значительный приоритет за счет больших преимуществ в области экономики и энергетики. Учитывая геополитическое присутствие Китая Читать далее
  • Развитие взаимоотношений Душанбе и Ташкента +

    После проведенного саммита ШОС в Ташкенте в конце июня 2016 года, а также оказываемого политического воздействия со стороны России, между Читать далее
  • Коротко о внешней политике Туркменистана +

    Приоритетным направлением внешнеполитической стратегии официальный Ашхабад считает эффективное взаимодействие с зарубежными странами в вопросах энергетики, диверсификации поставок углеводородов, создания надежной Читать далее
  • 1
  • 2
  • 3