Армения: Баланс сдерживания и вовлечения
Понедельник 24 сентября 2018

Политика

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сложные мультимодальные геополитические процессы, сопровождающиеся комплексными вызовами для безопасности, развернулись сегодня в регионе Южного Кавказа. Центральной проблематикой остается активизация стран Североатлантического Альянса и их партнеров в рамках развития концептуальных систем «Буферных зон» в зонах ответственности Организации Договора о коллективной безопасности, а также построение ими собственных факторных интеграционных союзов, основанных на принципе «сдерживания и вовлечения».

Одной из таких точек стала Республика Армения - ключевой партнер Российской Федерации в экономической и военно-политической сферах, наряду с Белоруссией и Казахстаном. При этом главной характеристикой армянской внешней политики остается баланс комплементаризма (взаимодополняемость) и вовлеченности. Подобная система адаптации малых государств позволила республике стать успешным участником интеграционных процессов в рамках СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и обеспечить приемлемый уровень отношений в рамках европейских и американских проектов.

Однако, как отмечают многие эксперты, динамика взаимоотношений армянской страны с «Западом» носит факторный, ситуативный характер. То есть, при наличии общих проектов и рамочных соглашений, таких как «О сотрудничестве в сферах торговли и инвестиций между РА и США», направленных на оптимизацию торгово-экономических отношений, сохраняется общее четко выраженное позиционирование в американской концептуально-аналитической базе Армении в качестве «агента влияния» РФ и переходной системы с интегративной неопределенностью, воздействие на которую вызовет «сокращение ресурсной базы» государства-конкурента и разбалансировку существующих блоковых моделей.

Данный дуализм во внешней политике США, является следствием развития стратегического курса, направленного на закрепление в регионе Южного Кавказа. Сопутствующие контакты обозначают направленность как на возможные реконфигурации армяно-американских отношений, так и на геополитику в смежных зонах – ситуационный антипод Азербайджана в рамках сдерживания Турецкого потенциала и турецко-азербайджано-грузинского союза. При этом подобное вовлечение Армении (как субъекта с переходным состоянием, имеющего пограничные проблематики и замороженный конфликт) по линии ГУАМ и НАТО в совместные программы является прямым воздействием на институциональные взаимодействия в рамках ОДКБ и реализацией военно-политического сдерживания Российской Федерации.

Кроме того, действительная динамика контактов по линии Армения-ГУАМ-НАТО, через отдельные государства-участники приведённых образований, описанная в предыдущих материалах, предоставляет армянской стороне весьма выгодную ситуативную «альтернативную ресурсную базу», которая, в свою очередь, в американской геополитике рассматривается как инструмент ресурсного-сдерживания РФ как через призму стабилизационных мер, так и через формирование альтернативных «транзитных-маршрутов», отвечающих национальным интересам США и их союзников.

Также, применяемые технологии «сдерживания и вовлечения», наряду с категориями «переходных систем» (критерий Липсета), наличием сопутствующих вызовов для безопасности, характерны для «Кризисных моделей Хофмана» и концепции «Упреждающего сдерживания», принятых в качестве концептуально-аналитических основ оборонной политики США, говорят о гибридизации подходов военно-политического планирования, применяемого к региону Южного Кавказа. Это и есть так называемое «гибридное противостояние».

Иными словами, на сегодняшний день Армения, Российская Федерация, как и ОДКБ в целом, входят во временной цикл, характеризующийся ростом системных вызовов для безопасности. При этом, если РФ столкнется с «ресурсным сдерживанием», то риски РА, в крайнем выражении, могут привести к волне дестабилизации на собственной территории.

Таким образом, приоритетным направлением для сотрудничества двух государств выступает развитие системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ и военно-техническое сотрудничество, наряду с усилением общего потенциала.

Обеспечение Вооруженных Сил Республики Армения современными образцами вооружений, наряду с Российским военным присутствием позволяет гарантировать военный паритет в регионе. В частности, не так давно государствами была создана объединенная группировка войск, одновременно решающая задачи своевременного обнаружения и предотвращения вооруженной агрессии, прикрытия сухопутных зон ответственности и обеспечения безопасности стратегически объектов в регионе. В основу соединения вошли подразделения 102-й российской базы и 5-го армейского корпус ВС РА.

В качестве основных положений создания объединенной группировки войск Вооруженных сил России и Армении, также рассматриваются:

- Близость Ближневосточного региона, характерных для него очагов нестабильности и угроз, связанных с транзитом международного терроризма и вопрос миграции. В ходе «Сирийского кризиса» армянская сторона приняла свыше 23 тысяч беженцев.
- Деструктивная деятельность третьих стран в пограничной зоне в рамках обострения международной обстановки вокруг Исламской Республики Иран.
- Общая граница с Турецкой Республикой (член НАТО), являющаяся одной из главных угроз на фоне противостояния Армении и Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха. Кроме того, Анкара остается геополитическим контрагентом Российской Федерации на Южном Кавказе, формирующим собственный военно-политический союз вместе с Грузией и Азербайджаном - членом ОДКБ. Что так же рассматривается в качестве геополитического фактора разбалансировки блока.

Сегодня Российская Федерация и Республика Армения реализуют пакет соглашений по линии ВТС – российская сторона предоставила кредит на сумму 100 млн. долларов. Достигнутые договорённости предусматривают закупку вооружений и продукции военного назначения в период с 2018 по 2022 годы по льготной ставке в 3% годовых.

В рамках контрактов предполагается приобретение стрелковых комплексов, ручных противотанковых гранатомётов и ПТУР, согласовывается закупка РПГ – 29. Кроме того, предусматривается модернизация парка тяжёлой бронетехники республики, закупка самоходных артиллерийских комплексов, систем залпового огня и автомобильной техники.

 

По теме Политика

  • Внутриполитическая ситуация в Узбекистане в преддверии президентских выборов +

    4 декабря т.г. остается неопределенной. 9 сентября т.г. стартовала кампания по подготовке к выборам президента страны. К участию в предстоящем Читать далее
  • Перспективы расширения ЕС и политики соседства +

    Вследствие непродуманного параллельного осуществления углубления и расширения европейской интеграции в ЕС усилилась экономическая и политическая дифференциация, и оказались незавершенными проекты Читать далее
  • Народы Российской империи и Высочайшее повеление 25 июня 1916 г. +

    27 октября 2016 года в Москве, на базе исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, состоялась Международная научно-практическая конференция «Народы Читать далее
  • Возможные планы Ташкента по созданию подконтрольной оппозиции +

    В целях демонстрации международному сообществу позитивных изменений в процессах демократизации Узбекистана и повышения имиджа государства в глазах потенциальных инвесторов новое Читать далее
  • Развитие взаимоотношений Душанбе и Ташкента +

    После проведенного саммита ШОС в Ташкенте в конце июня 2016 года, а также оказываемого политического воздействия со стороны России, между Читать далее
  • Оценка ситуации в Узбекистане. Взгляд извне +

    Процесс смены власти в Узбекистане привлек внимание политических и экспертных кругов различных стран. При этом наблюдается широкий диапазон оценок текущей Читать далее
  • Нерешенные проблемы Кыргызстана +

    Экономический кризис Экономический кризис тяжело сказывается на населении. В настоящее время растет количество гражданских активистов, недовольных вхождением Кыргызстана в ЕАЭС, Читать далее
  • Политические противоречия между доктором Абдулло Абдулло и Ата Мухаммад Нуром +

    Внутри руководства политической партии «Исламское общество Афганистана» (ИОА, Джамияти исломии Афганистон) наблюдается раскол. Это обусловлено развивающимся конфликтом между руководителями партии, Читать далее
  • 1
  • 2
  • 3