Внешняя и внутренняя политика Китая в ЦАР и СУАР: возможности и риски для РК
Пятница 17 августа 2018

Политика

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

По мнению экспертов, внешняя и внутренняя политика Китая в ЦА строится под влиянием практической реализации стратегии «Большого освоения запада», концепции «Экономического пояса Шелкового пути», а также нацеленности Пекина на формирование благоприятной среды и создание пояса стабильности по периметру китайской границы для обеспечения успеха социально-экономических реформ.

Справка: стратегия «Большого освоения запада» принята ВСНП в марте 2000г. Реализация концепции разбита на три этапа: 1-й - 2001-2010годы; 2-й – 2011-2030 гг. – модернизация промышленности и совершенствование структуры производства, обеспечение темпов роста ВВП региона 6,9% в год; 3-й – 2031-2050 годы. Основная цель – проведение стратегического упорядочивания экономической структуры и стимулирование гармоничного регионального развития.
ЭПШП (в Китае называется «Один пояс – один путь»), впервые предложена Си Цзиньпином осенью 2013г. Концепция направлена на выработку новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулирование экономического развития вовлеченных стран, укреплению культурных обменов, содействие миру и устойчивому развитию мира.

При этом основным вопросом для государств ЦА является извлечение наибольших выгод и своевременный учет рисков, для каждой страны в отдельности.
Стратегия «большого освоения запада» реализует внутреннюю политику КНР в СУАР и направлена на наиболее полное использование географических природных и иных преимуществ СУАР.

Основными задачами стратегии «Большого освоения запада» являются:

- освоение природных ресурсов региона для удовлетворения растущих энергетических потребностей Китая (запасы нефти СУАР составляют 30% от общих по КНР, газа – 34%, угля 40%). Развитие нефтегазовой инфраструктуры СУАР для наращивания объемов поставок в КНР нефти и газа из ЦА (снижает зависимость от морских поставок из стран Африки и Ближнего Востока);
- развитие сельскохозяйственного производства – производство по кластерному методу (производство, переработка, транспортировка и реализация) высококачественного хлопка и продукции садоводства и бахчеводства (томаты, сафлор красильный, дереза, перец, финик, гранат);
- привлечение в СУАР иностранных инвестиций;
- осуществление экономического развития СУАР за счет использования хаоса на постсоветском пространстве;
- использование транзитного потенциала СУАР – превращение СУАР во внешнеэкономический и транспортно-логистический хаб ЦА и всего постсоветского пространства;
- сокращение региональных диспропорций в экономическом развитии регионов КНР;
- развитие туризма;
- снижение уровня этнического сепаратизма за счет повышения жизненного уровня населения;
- поддержание общественной стабильности и укрепление приграничной обороны.

Концепция ЭПШП реализует внешнюю политику КНР в ЦАР и направлена на выработку новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулирование экономического развития вовлеченных стран, укреплению культурных обменов, содействие миру и устойчивому развитию мира.

Перспективы реализации стратегических целей КНР в Центральной Азии в контексте Экономического пояса «Шелковый Путь»

Основными задачами ЭПШП являются: 

- получение доступа к природным ресурсам ЦА. Китай за счет создания базовой трубопроводной инфраструктуру в ЦА вошел в тройку главных игроков на сырьевом рынке ЦА (наряду с РФ и западными корпорациями).

Справка: доля природных ресурсов в импорте КНР из ЦА составляет 82%. Основными поставщиками природных ресурсов в ЦА являются Казахстан и Туркменистан. Казахстан обладает 95% доказанных запасов нефти ЦА, китайские компании контролируют 22-25% добычи нефти в РК (около 20 млн. т./год), что составляет 2,3% годового потребления нефти и 3,8% импорта нефти КНР. Также РК обеспечивает поставки 98% металлов из ЦА – уран, медь, железо, золото в основном в виде (уран 1 место по добыче в мире и 75% общего импорта урана КНР). Туркменистан обладает 87% доказанных запасов газа ЦА, с 2009г. КНР имеет эксклюзивные права на добычу на сухопутной территории страны (месторождение Галкыныш).

- расширение рынков сбыта собственной продукции за счет реализации инфраструктурных проектов и создание международных транспортных коридоров (из западных регионов КНР в ключевые центры экономической активности в ЕС и Южной Азии), которые позволят Пекину:
- сократить сроки перевозки грузов из КНР в ЕС (с нынешних 45-60 суток морским путём до 10-13 дней сухопутным путем), что в свою очередь повлечет существенное снижение цен на товары КНР, укрепить положение КНР на рынках ЕС и Азии;
- захватить новые рынки сбыта (Африка и страны Ближнего Востока), что чрезвычайно важно для роста замедляющейся в последние годы экономики КНР;
- обеспечить свободное передвижение капитала на Евразийском пространстве;
- выведет отечественные железнодорожные и строительные компании за пределы своих границ, чтобы обеспечить эти отрасли работой на десятилетия вперёд (по мнению руководства КНР довольно скоро высокоскоростная сеть в КНР достигнет предела «насыщения» и экономической рентабельности);
- превратить СУАР в транспортно-логистический, торговый, культурный, научный, образовательный и финансовый центр на ЭПШП.

Однако, главной проблемой на пути реализации своих экономических проектов в ЦАР для КНР является налаживание отношений со странами ЦА и РФ (одновременно участвуют в продвигаемом РФ – ЕАЭС: РК, РФ, Белоруссия, Кыргызстан, Армения), а также с США.

Центрально-азиатская политика глобальных игроков

Для недопущения конфронтации экономических интересов КНР и РФ в ЦА в октябре 2015г. главы государств ЕАЭС приняли Распоряжение с поручением правительствам обеспечить взаимодействие по вопросам участия в инициативе ЭПШП. Однако, практическая наполненность Распоряжения по взаимодействию остается низкой, в связи с чем, основную роль в регулировании отношений по сопряжению двух концепций играют двусторонние соглашения.

В РК сопряжение с проектами ЕАЭС и ЭПШП осуществляет в контексте двух национальных программ – «Казахстан – 2050» и «Нурлы жол». Основной акцент сделан на сопряжение проектов ЭПШП и «Нурлы-жол». По своему содержанию две программы взаимно дополняют друг друга, поскольку направлены на развитие инфраструктуры и индустриализации в РК, прежде всего транспорта и коммуникаций.

К настоящему время сформирована и реализуется «дорожная карта» расширения сотрудничества между РК и КНР затрагивающая практически все сферы экономики по следующим направлениям:

- развитие транзитного транспортного коридора, создание логистических центров в РК и упрощение процедур (таможенных, налоговых, финансовых и т.д.) в целях расширения объемов взаимной торговли;

Справка: Реализуется 12 транспортных проектов, которые свяжут РК с СУАР КНР. Основным является проект по строительству международного транзитного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай», с примыканием к нему автодорог республиканского значения РК.
Строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали из Пекина в Москву (ВСМ «Евразия») через РК. Маршрут позволит увеличить мобильность населения РК и даст толчок созданию крупных агломераций, новых рабочих мест вдоль магистрали.

- совместные индустриальные проекты (общая программа сотрудничества в этой сфере предусматривает 52 проекта. В первую группу входит 45 проектов, по 25 из них уже подписаны соглашения на общую сумму в 23 млрд. долларов США);
- сотрудничество в области наукоемких отраслей и секторов высоких технологий. Обсуждается вопрос о выборе одного-двух направлений, конкретные проекты не согласованы;
- сотрудничество в агросекторе (в н.в. в агросекторе РК КНР реализует 19 проектов на 1,7 млрд. долларов США).

Анализируя содержание двух программных документов КНР можно сделать вывод о том, что они преследует, в масштабах региона (ЦА и СУАР КНР), достижение одних и тех же целей, а также несут схожие риски для государств ЦА и РК в частности.

Исходя из вышеизложенного следует предположить, что реализация Китаем своих программных документов предоставит РК следующие возможности и обеспечит:

- диверсификацию источников государственных доходов, создаст дополнительные рабочие места и улучшит общую экономическую ситуацию;
- обеспечит приток иностранной валюты, так как маршрут будет международным транзитом;
- доступ РК к морским портам стран-участниц ЭПШП, ускорит и снизит затраты на доставку товаров РК на мировые рынки, увеличить объемы внешней и взаимной торговли. Решит задачу по выходу региона из ловушки транспортной изоляции;
- унификацию стандартов качества товаров и услуг, торгуемых между участниками проекта в регионе;
- активное развитие регионов РК, сделав их более привлекательными для размещения производства и проживания, способствует интеграции и развитию отдаленных районов страны;
- финансирование программы реиндустриализации страны за счет средств предоставляемых КНР на выгодных условиях;
- установление политической стабильности в странах ЦА;
- повышение безопасности дорожного движения, уменьшение количества ДТП;
- сокращение времени в пути между регионами страны и связанных с этим затрат.

Программа развития Синьцзяна

Несмотря на явные выгоды от участия РК в вышеназванных проектах следует учитывать и риски, которым подвергается Астана при их реализации:

- стремительный рост долговых обязательств перед КНР.
- усиление конкуренции в экономической и политической сфере между РФ и КНР в ЦА;
- необходимость ограничения экспорта товаров КНР на рынок РК для поддержания отечественных отраслей экономики. В тоже время, исчезновение китайских товаров с казахстанского рынка в сжатые сроки (дефицит не покроют поставки из Турции, ОАЭ, Индии идр.) приведет к удорожанию широкого спектра товаров народного потребления (автозапчасти, для автомобилей, электронику, строительные материалы, предметы быта, мебель и одежду) и повлечет исчезновение ряда казахстанских производств работающих на китайском сырье;
- опасность срыва реидустриализации промышленности РК. КНР в первую очередь рассматривает государства ЦА в качестве рынка сбыта своих товаров, источник природных ресурсов и транзитную территорию. Инвестиции КНР в ЦА в основном направляются на развитие инфраструктуры, а не на развитие реального сектора экономики;
- демографическое давление со стороны КНР на ЦА. Реализация стратегии «большого освоения запада» предполагает развитие научно-технических учреждений, модернизацию структуры производства и развитие наукоемких производств (достичь 70%). Ввиду низкого уровня образования населения СУАР (70% населения СУАР не превышает уровня средней школы первой ступени - 8 класс) будет продолжена практики переселения ханьцев из внутренних районов КНР, что в долгосрочной перспективе повлечет изменение этносоциальной структуры населения СУАР с обострением отношений между мусульманскими народами и ханьцами, последующим выдавливанием мусульманских народов за пределы СУАР;
- осуществление масштабных ирригационных и инфраструктурных проектов, по мнению экспертов РФ и РК, может обернуться экологической катастрофой. Проблема обеспечения экономики и населения страны пресной водой относится к категории национальных приоритетов КНР. (в н.в.нерешенной остается проблема 24 трансграничных рек РК с КНР: шесть относятся к бассейну р.Иртыш, семь к бассейну р.Или, три к бассейну р.Эмель и восемь к малым рекам гор Барлык);
- ухудшение экологии ЦАР ввиду возможного вывода из КНР «грязных производств;
- отток перспективной молодежи из ЦАР по государственным программам обучения КНР с перспективой трудоустройства квалифицированных кадров в КНР и СУАР вызванной нехваткой специалистов.

Выводы:

1. Реализация КНР своих экономических проектов в ЦАР несет для РК ряд существенных угроз, основными из которых являются: рост долговых обязательств, срыв реидустриализации промышленности РК и превращение страны в сырьевой придаток китайской промышленности, экологическая катастрофа ввиду реализацией КНР ирригационных и инфраструктурных проектов на трансграничных реках.
2. Основные возможности для РК открываются в рамках сопряжения проектов ЭПШП и «Нурлы-жол», которые в первую очередь направлены на развитие инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) в РК.

По теме Политика

  • Корректировка визовой политики Пекина в отношении стран Средней Азии +

    Политический истеблишмент, в том числе представляющие действующую власть в Кыргызстане, продолжают обсуждать вопросы ужесточения Китаем визовой политики и процедур таможенного Читать далее
  • Кыргызстан на пороге президентских выборов или дилемма властей при выборе кандидата в президенты +

    Несмотря на все слухи и тираж средств массовой и информации о готовящемся уходе с политической арены Кыргызстана президента А.Атамбаева после Читать далее
  • Нерешенные проблемы Кыргызстана +

    Экономический кризис Экономический кризис тяжело сказывается на населении. В настоящее время растет количество гражданских активистов, недовольных вхождением Кыргызстана в ЕАЭС, Читать далее
  • Реальная игра престолов в Саудовском Королевстве +

    Перевод economist.com Десять лет назад, вероятно, многие увидели бы на телевизионных экранах Саудовской Аравии относительно молодого, продвинутого и думающего о Читать далее
  • Политические противоречия между доктором Абдулло Абдулло и Ата Мухаммад Нуром +

    Внутри руководства политической партии «Исламское общество Афганистана» (ИОА, Джамияти исломии Афганистон) наблюдается раскол. Это обусловлено развивающимся конфликтом между руководителями партии, Читать далее
  • Парламентские выборы как «час икс» для Армении +

    5 марта в Армении официально стартовала предвыборная кампания к предстоящим 2 апреля выборам в Национальное Собрание Армении 6-го созыва. Согласно Читать далее
  • Индия в Центральной Азии. Начало. +

    Центральная Азия для Индии приобретает значительный приоритет за счет больших преимуществ в области экономики и энергетики. Учитывая геополитическое присутствие Китая Читать далее
  • Коротко о внешней политике Туркменистана +

    Приоритетным направлением внешнеполитической стратегии официальный Ашхабад считает эффективное взаимодействие с зарубежными странами в вопросах энергетики, диверсификации поставок углеводородов, создания надежной Читать далее
  • 1
  • 2
  • 3