Распространение экстремизма в сети. Взгляд из Кыргызстана
Понедельник 24 сентября 2018

Безопасность

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Попытки Кыргызстана и соответствующих государственных органов пресечь деятельность вербовщиков религиозного экстремизма через интернет, социальные сети и мессенджеры не такой уж и легкий путь как кажется на первый взгляд.

В продолжение материала «Результаты религиозной деятельности в Кыргызстане» мы попытаемся раскрыть текущую ситуацию на техническом уровне по религиозному экстремизму и вербовке граждан Кыргызстана, некоторые из которых воюют под флагом различных террористических организаций. Нам удалось провести анализ ситуации в Кыргызстане с учетом мнений квалифицированных экспертов по компетенции.

Так, на днях газета Новые лица опубликовало опрос Института медиа полиси среди респондентов Кыргызской Республики по тематике медиаграмотности в Кыргызстане, где среди опрошенных 1200 человек выяснилось, что регулярно молодёжь использует социальные сети, интернет-сайты, мессенджеры помимо просмотров телепрограмм.

По данным Института медиа полиси социальные сети также используются для получения новостного контента, где рейтинг популярности выглядит следующим образом: 28,0% респондентов получают новости из мессенджера WhatsApp, 2,3% - Facebook, 0,7% - Telegram, а самым популярным источником (25,6%) является Youtube, 21,4% - «Одноклассники», 13,1% - Instagram, 7,5% - Facebook, 0,8% - Twitter, 0,4% - Vkontakte и только лишь 0,2% ответили, что не используют социальные сети и мессенджеры.

Но, так или иначе, пока самым значимым для получения информации остается Телевидение по сравнению с Интернет ресурсами.

Если рассматривать возрастную категорию Кыргызстана для получения информации, то она выглядит следующим образом: от 19 до 24 лет 57,8%, от 34 до 42 - 63,2%, от 43 до 51 - 63,4%, и лишь 9,5% респондентов в возрасте от 16 до 18 лет указали, что им преподносят не достоверную информацию.

Данное исследование показало, что именно старшее поколение оказалось наблюдательней к новостному контенту СМИ и информационных агентств, но так или иначе респонденты не смогли отличить ложные новости с притягивающими заголовками и ссылками на несуществующие ресурсы сайтов, где общее количество опрошенных респондентов (60,1%) выразили мнение, что не видят разницу в освещении событий. Так же исследование показало, что именно молодое поколение больше подвержено к использованию информации посредством социальных сетей и мессенджеров.

Ныне на законодательном уровне в Кыргызстане запрещены следующие экстремистские организации: Аль-Каида, движение «Талибан», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс» (Конгра-Гель), «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Хизбут ут-Тахрир-аль-Ислами», «Группа джихада» (Союз исламского джихада), «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ, Исламская партия Туркестана), «Церковь объединения» (церковь Муна), «Жайшуль махди», «Джундь-аль Халифат» (Джунд-аль Халифат), «Ансаруллох» (Ансарул Аллах), «Ат-Такфир Валь-Хиджра» (Ат-Такфир ва-л-Хиджра), религиозное движение «Акромия», «Исламское  государство», «Джабхат ан-Нусра», «Катибат аль-Имам аль-Бухари» (Батальон имама Бухари), «Жаннат ошиклари» (Поклонники рая) и подразделение «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад». Где некоторые из этих организаций по сей день распространяют различные материалы в социальных сетях и мессенджерах, а их сайты в доступной форме можно найти в сети Интернет.

За последнее время общественность Кыргызстана сильно озабочена влиянию пропаганды религиозного экстремизма, вербовке молодого поколения в сети террористов, а требования заблокировать ресурсы вышеназванных экстремистских организаций в сети Интернет остается открытым по сей день.

Экс директор по информационным технологиям ОАО "Кыргызтелеком", а ныне директор по IT-аудиту Международной аудиторской компании "Baker Tilly Bishkek" Владислав Валерьевич Сикорский высказал мнение, что блокировка подобных экстремистских сайтов и ресурсов в социальных сетях технически проблематична.

Владислав Валерьевич не подскажите, возможно ли установить какие-либо фильтры для того что бы заблокировать ресурсы экстремистского толка, что бы кыргызстанцы не были подвержены вербовке в террористические организации и как вообще фильтруются сайты?

Подобные вопросы нельзя решить просто установкой некого мифического фильтра. По существу есть вариант блокирования доступа абонентов к конкретным страницам и разделам web-сайтов. Для осуществления блокирования доступа к конкретным страницам и разделам web-сайтов требуется установка дополнительных программно-аппаратных комплексов во всех точках агрегации абонентского трафика и выхода трафика в Интернет.

Даже если установят фильтры, то можно ли обходить их через так называемые анонимайзеры, то есть специальные сервисы, которые позволяют пользователю посещать различные Интернет-ресурсы, свободный доступ к которым по каким-то причинам закрыт?

Разумеется. Ни один из применяемых сегодня методов по ограничению доступа к запрещённому контенту не является совершенным и эффективным и фактически любое ограничение доступа можно обойти.

А по вашему мнению какова ныне ситуация с блокировкой сайтов в Китае или Северной Корее?

В Северной Корее фактически нет интернета. Там действует принцип zero-trust, то есть запрещено абсолютно всё. Такой фильтр обойти невозможно в принципе, потому что в категорию «разрешено» попадает очень мало ресурсов и доступ к ним строго регламентирован. В КНР существует система Golden Shield, работающая по принципу "trust but verify", то есть разрешено всё, кроме того, что явно запрещено. Эту систему можно обойти достаточно легко, но, однако, система в целом эффективна, в отличие от других стран с интернет цензурой. Там созданы полноценные аналоги всех запрещённых ресурсов, свой Твиттер, Фейсбук, Гугл, Википедия и т.д. поэтому китайцы не чувствуют себя ущемлёнными и не ищут пути и способы обхода ограничений. А вот для иностранных граждан там есть свои неудобства.

То есть иностранцы не могут зайти в некитайские социальные сети?

В целом, да и в ряде регионов Китая на уровне некоторых отелей существуют послабления для доступа к соцсетям для иностранцев, но в целом китайская компартия делает всё, чтобы не допустить даже намёка на арабскую весну или пропагандой терроризма с координацией народных волнений через неподконтрольные мессенджеры или соцсети.

То есть если рассмотреть китайский опыт, то нам нужно дополнительное оборудование, которое будет стоить денег?

Как таковой китайский опыт к нам неприменим. В Китае есть полноценные аналоги всех популярных ресурсов и китайцы даже не замечают этих ограничений.  Нам ближе опыт России, но сейчас там это реальная проблема, где, по сути, ввели реестр запрещённых сайтов для провайдеров, ввели штрафы, приняли закон яровой, в отместку пользователи перешли на TOR /VPN/анонимайзеры и стали создавать свои серверы или пользоваться мало популярными зарубежными ресурсами. Таким образом, в России на уровне Роскомнадзора продумывают эффективные ходы, что бы решить и эту проблему.

То есть можно отметить, что опыт РФ показателен, что цензура в Интернете неэффективна, где огромные финансовые ресурсы и время затрачены, а ничего не добились.

Ведь по сути ситуация несколько сложнее. Блокировка сайтов - это борьба с ветряными мельницами: закрыли один, появилось ещё пять, закрыли пять, появилось десять. Это постоянная работа, эффективность которой довольно-таки низкая. Опять же, учитывая относительную лёгкость обхода блокировок, такая деятельность вообще представляется совершенно бессмысленной. По существу на уровне ЕАЭС подобные меры предпринять довольно проблематично, так как интернет по сути своей является децентрализованной сетью и изначально задумывался и строился таким образом, чтобы любые ограничения (технические аварии, сбои, или превентивные государственные меры) не влияли на доступ для пользователей. В ЕАЭС отсутствует единая центральная точка доступа к Интернету, поэтому любые наднациональные ограничения можно ввести сугубо и только на уровне операторов связи. Но и здесь куча подводных камней, потому что нет универсального решения, которое может быть реализовано любым оператором.

В своё время мы пришли к мнению, что технических ограничений недостаточно, так как они дорогостоящие и неэффективны и требуют постоянной работы соответствующего государственного органа, который бы отслеживал изменения, выявлял ресурсы, классифицировал их и вносил в список запрещённых. Это, по сути, контроль всего Интернета, что является абсолютно абсурдным.

Дабы внедрить заблаговременные и превентивные мероприятия на уровне государства я бы рекомендовал всё же начать с образовательного и воспитательного процесса, чтобы люди сами не искали то, что им может навредить. В здоровых семьях ведь никто не ищет поводов для поиска информации для самоубийц или потенциальных террористов. У таких людей нормальные предпочтения и они используют интернет в благоразумных целях.

Единственный способ, доказавший свою эффективность в таком вопросе, это так называемый доступ «по белым спискам». Он применяется в банках, организациях критичной инфраструктуры (атомные станции, нефтеналивные, газораспределительные). Смысл такого доступа очень простой «северокорейский»: разрешены определённые «белые» ресурсы, все остальные же запрещены. А в целом государства с интернет цензурой идут по пути ограничения доступа по «чёрным спискам», где запрещено что-то конкретное, а остальное разрешено. И вот этот самый метод просто не позволяет объять необъятное, где Интернет слишком живучий, разнообразный и быстроизменяющийся, он не регулируется в области контента и поэтому вопросы цензуры к интернету пока что совершенно неприменимы.

Я считаю, что нет никакого смысла что-либо ограничивать, так как отсутствие информации о способах суицида спасает от самого суицида, равно как и наоборот информация о деятельности экстремистов не делает меня экстремистом. Есть конечно, сомневающиеся, на которых такая информация повлияет, но не в результате её доступности, так как предыдущий опыт такого человека сделал для него такую информацию ценной и востребованной.

То есть для государства в области информационной безопасности лучше всего воспитание молодежи, информирование граждан и контроль Интернета соответствующими органами?

Абсолютно точно. Это основы и называется это awareness raising, то есть повышение осведомленности граждан.

А каков опыт блокировки экстремистских сайтов на западе?

На западе иной подход и если говорить про США, то в случае если веб-сайт представляет угрозу для безопасности страны, то спецслужбы добиваются закрытия сайта на стороне сервера с параллельным поиском причастных у созданию сайта лиц, то есть, к примеру, у нас ограничивают доступ к сайтам, при этом техническая возможность получения доступа все равно сохраняется, у них же закрывают сайт целиком.

То есть у них эффективнее?

Точно. Но такого рода мероприятия очень дорогостоящие и поэтому там борьба направлена на ресурсы, которые прямо угрожают безопасности, а у нас же со всеми подряд.

На данный момент в Кыргызстане на законодательном уровне существует законы и подзаконные акты, которые регулируют противодействие экстремизму, но как они эффективны мы спросили у экс заместителя министра внутренних дел Кыргызской Республики Дмитрия Ивановича Фёдорова, полковника в отставке.

Дмитрий Иванович как вы считаете, в Кыргызстане работает законодательство противодействию экстремистской деятельности и что необходимо для этого?

У нас есть закон «О противодействии экстремистской деятельности», который регламентирует защиту прав и свобод гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Кыргызской Республики, он так же определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, так же устанавливает ответственность за ее осуществление со стороны полномочных органов, но как показала практика существует много проблем: слабая материально техническая база, бюрократические препоны соответствующих органов, все нормативные правовые акты, касающиеся контроля Интернет прописаны не для эффективного регулирования, а для съема денежных средств от провайдеров, судьи же не осознают всех возможностей и угроз сети Интернет, работа госкомитета информационных технологий и связи работает слабо, что привело к результату, где интернет у нас почти не регулируется.
К примеру, есть у нас граждане, которые были ярыми атеистами при СССР, а сейчас являются руководителями ячеек террористических организаций, пропаганда дает свои результаты и вербовка наших соотечественников в ряды террористов приносит свой результат. Про молодежь особая категория. Нехватка образования, разочарование в жизни, социальная среда – сильно влияют на неокрепшую психику.
Именно слабая законодательная платформа дает большую возможность к разрастанию экстремистских организаций и вербовке наших граждан в террористы через появление, неправительственных организаций, которые, кстати, финансируются из-за рубежа западными донорами.
По моему мнению, необходимо вести работу комплексно, в области воспитания и образования, контроля СМИ, (информагентств и сети Интернет), а так же социальных сетей, но дело в том, что у нас государственные органы относятся к своей работе недобросовестно и отсюда на каждой стадии возникают какие-то проблемы, связанные с распространением экстремистских материалов.

По теме безопасность


  • О мерах по обеспечению безопасности в юго-восточных и западных регионах КНР +

    В КНР отмечается введение режима АТО на территориях Синьцзяна и провинции Гуанчжоу.

    Усиление административно-территориальных единиц обусловлено несколькими факторами:

    1)высокой концентрацией

    Читать далее
  • Талибы могут заметно активизироваться в ближайшее время +

    Несмотря на зимний период времени, боевики «Талибан» планомерно наращивают свои силы в северных, южных и западных регионах ИРА, особенно в

    Читать далее
  • Возможные сценарии последствий терактов в Брюсселе для стран ЕС +

    Проведенные теракты боевиками ИГИЛ в Брюсселе могут серьезно отразиться на социально-экономическом и внутриполитическом положении стран ЕС.

    1. Еврокомиссия, совместно с

    Читать далее
  • Отток боевиков Исламского Государства +

    Активная деятельность ВКС РФ в Сирии создала устойчивую тенденцию к оттоку боевиков Исламского государства (ИГ) из сирийской зоны боевых действий

    Читать далее
  • Развитие ситуации в Афганистане, на фоне проходящего переговорного процесса с группировками «Талибан» +

    В Афганистане, по состоянию на сегодняшний день, несмотря на зимний период времени, продолжает наблюдаться резкая активизация деятельности боевиков движения «Талибан»

    Читать далее
  • Хочешь мира – готовься к войне +

    Изучение складывающейся ситуации на севере Афганистана показывает, что МТБФ (международные террористические бандформирования) остаются одной из основных источников угрозы для региональной

    Читать далее
  • Религиозная война Сирии - потери и выгоды для США и России +

    Разжигателями исламского «костра» войны не только в Сирии, но и на всем пространстве Ближнего Востока и Северной Африки, стало руководство

    Читать далее
  • 1
  • 2
  • 3