Социально-экономические результаты членства Казахстана в ТС
Вторник 22 января 2019
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Наша аналитика

  • Предотвращение радикализации таджикской молодежи – комплексная работа

    Предотвращение радикализации таджикской молодежи – комплексная работа

    К своему логическому окончанию подошёл 2018 год, а это значит, что настало время подвести итоги всей проделанной работы, дать оценку выполненным и невыполненным обещаниям, проанализировать допущенные ошибки и естественно, сделать соответствующие выводы, которые впоследствии заложат основу для дальнейшей деятельности правительства страны в 2019 году. После такой

    Читать далее
  • Слияние ЕАЭС и ОПОП, за этим будущее

    Слияние ЕАЭС и ОПОП, за этим будущее

    С течением времени инициатива Китайской Народной Республики (КНР), которая берет своё начало в 2013 году, развилась до уровня глобального масштаба. Поначалу, реализация данного проекта ограничивалась лишь Центральной Азией, в настоящий же момент интерес к нему возник у многих стран с разных континентов. В её основе лежат

    Читать далее
  • Китайская мудрость против американской самоуверенности

    Китайская мудрость против американской самоуверенности

    Самым обсуждаемым вопросом мировой политики ближайшего десятилетия станет глобальное противостояние двух крупнейших держав - Китая и США. Более года тому назад издание «Стратфор» отмечало, что усиление соперничества между США и Китаем станет определяющей характеристикой международной системы власти, создав затруднительную ситуацию для средних держав, попавших в тиски великодержавного

    Читать далее
  • Миграционная политика ЕАЭС под призмой США

    Миграционная политика ЕАЭС под призмой США

    После вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз у трудовых мигрантов появились большие преференции на территории страны трудоустройства, и, как правило, в России и Казахстане. В ходе вступления Кыргызстана в ЕАЭС правительству Кыргызстана удалось согласовать большой круг вопросов по пребыванию кыргызстанцев в трудовой миграции в государствах ЕАЭС.

    Читать далее
  • Подопытные жители Центральной Азии

    Подопытные жители Центральной Азии

    Одним из важных направлений сотрудничества стран Центральной Азии с США это формат «С5+1». Образование научных биолабораторий на территории стран-партнеров – один из вопросов, интересующий «друзей из-за океана». Проблемы биологической безопасности несомненно важны для изучения. Финасирование борьбы с вирусами и болезнями также только приветствуется. Внезапные болезни, опасные симптомы

    Читать далее
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12

  • Оппозиционная провокация на полях Европы +

    Ежегодная конференция ОБСЕ в городе Варшава только началась, и уже не обошлось без скандала, впрочем как и прогнозировалось. Инцидент произошёл Читать далее
  • Повышение уровня политического риска в Таджикистане, что тому виной +

    На днях американское рейтинговое агентство Fitch Solutions (подразделение Fitch Ratings, занимающееся распространением аналитических продуктов) резко повысило уровень политического риска Таджикистана, Читать далее
  • Как мигранты становятся террористами? +

    Экономический спад в Таджикистане, который длится уже на протяжении многих лет, оказывает неблагоприятное воздействие на молодежь. Вследствие этого наблюдается деградация Читать далее
  • Узбекистан выступает в роли «посредника», в урегулировании афганского конфликта +

    За последние два года, новое правительство Узбекистана усилило свое участие в разрешение афганского конфликта. Ярким примером этого, является прошедшие переговоры Читать далее
  • «Silk visa», как проект объединения братских стран! +

    Постепенная нормализация отношений между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном возродила идею по созданию аналога зоны шенгена. Инициаторами данной консолидации являются Читать далее
  • 1

БЛОГИ АВТОРОВ 

СИРИЯ СЕГОДНЯ

  • damascus.jpg
  • damascus1.jpg
  • damascus2.jpg
  • damascus3.jpg
  • damascus4.jpg
  • damascus5.jpg
  • damascus6.jpg
  • damascus7.jpg
  • damascus8.jpg
  • damascus9.jpg
  • damascus10.jpg
  • damascus11.jpg
  • damascus12.jpg
  • damascus13.jpg
  • damascus_art.jpg
  • damascus_art2.jpg
  • damascus_art3.jpg
  • damascus_art4.jpg
  • damascus_art5.jpg
  • damascus_art6.jpg
 

Главная

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Становление любого интеграционного проекта - это многомерный и долгосрочный процесс. Несмотря на то, что с основания Таможенного Союза между Республикой Беларусь, Казахстаном и Россией прошло всего несколько лет, некоторые социально-экономические результаты население Казахстана успело почувствовать.

Условия ТС сразу же ударили по людям, занятых в сбыте импорта из третьих стран. К слову, ввозить автомобили в страну стало дороже, и многие, кто занимался куплей-продажей авто из-за рубежа вынуждены были свернуть свою деятельность. В области промышленной политики в автопроме тоже не обошлось без проблем. Ранее российская сторона ввела протекционистские меры к своему автопрому, введя утилизационные сборы. Это, в свою очередь, отразилось на росте экспорта автомобилей из Казахстана в

Беларусь, тогда как вывозить в Россию нерентабельно. С новыми условиями ВТО, Россия отменяет этот сбор и планирует постепенное понижение пошлин для третьих стран.
Наряду с этим одно из первых ощутимых последствий интеграции оказалось повышение цен на многие товары потребления и услуги. Цены на продукты и другие товары выравниваются в сторону российских цен. Между тем, уровень жизни трех стран заметно отличается. Если уровень пошлин в Беларуси практически на одном уровне, то у Казахстана ставки были гораздо ниже. По некоторым товарным позициям Казахстан смог сохранить пошлины, по отдельным товарам существует переходный процесс. Тем не менее, последующее уравнение тарифов предстоит 80 процентам товарных наименований и некоторых услуг, в том числе железнодорожные перевозки. В данном случае, безусловно, есть и внутренние факторы повышения цен, и недочеты в государственной политике по регулированию тарифов и цен на стратегические товары в стране.
Повышение цен на товары дает мультипликативный эффект. В Казахстане в июне 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года существенно повысились цены и тарифы на ряд коммунальных услуг (водоснабжение – на 33,3%, канализацию – на 31,6%, вывоз мусора – на 10,9%, электроэнергию – на 6,8%); услуги железнодорожного пассажирского транспорта – на 9,4%. В стране заметно подорожала плодоовощная продукция: картофель – на 21,7%, овощи – на 11,9%. Более того, объявленные преимущества интеграционного проекта, такие как свободное движение капитала, товаров и услуг на практике реализуется довольно проблематично, низкий потенциал казахстанских производителей еще более усугубляет этот процесс. К примеру, в последние несколько лет казахстанский рынок насыщен мясом и молочными изделиями из Беларуси. С 2011 по 2013 годы объем импорта белорусского мяса вырос в четыре с половиной раза и сейчас составляет около 6 тысяч тонн. Сектор АПК в Казахстане состоит в основном из частных структур. Тогда как белорусские, зачастую, имеют государственную форму собственности, получают субсидии, в том числе, в виде невозвратных кредитов. Следовательно, субсидированные товары поступают на казахстанский рынок, что не дает возможности нашим производителям окупать те кредиты, которые они взяли для организации производств. То есть, наблюдается сложности в здоровой конкуренции. Тем временем, ассортимент для потребителя пополнился продуктами из стран-партнеров по ТС.
В Беларуси довольно развиты тяжелое машиностроение и легкая промышленность, так же как и у России. В Казахстане они находятся в кризисной ситуации, и многие предприятия прекратили свое существование. В РК отсутствуют перерабатывающие предприятия почти всех видов тканей, трикотажных полотен, пряжи, что препятствует развитию производств швейных, трикотажных изделий, обуви. Импортируемые для этих производств материалы отличаются высокой добавленной стоимостью, что ведет к удорожанию готовых изделий. Легкая промышленность включена в программу форсированного индустриально-инновационного развития РК (Программа ФИИР РК), предусматривающую определенные льготные субсидии, расширение инфраструктуры за счет государства. Но ставка кредита фактически завышена, что лимитирует финансирование и воссоздание былой ведущей отрасли экономики.
В статистике доли экспорта Казахстана с Россией наблюдается повышение на 13,1 процент в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Но если рассматривать в разрезе показателей до 2008 года, то получается, что по сути произошло возвращение показателей двусторонней торговли к уровням докризисного.
Безусловно, можно отметить увеличение физических поставок пшеницы из Казахстана на рынок ЕЭП. Крупный бизнес смог улучшить свое положение, приграничные компании также смогли использовать возможность соседнего рынка.
Существует и ряд не урегулированных вопросов. Самое главное, это нехватка взаимодействия рабочей комиссии и предпринимателей. Евразийская экономическая комиссия принимают и внедряют нормативные акты, которые приводят к образованию новых административных барьеров для предпринимателей. В этом направлении большой объем работы выполняет Национальная палата предпринимателей Казахстана. Однако представленность интересов предпринимателей страны в палате - отдельная тема, над которой сейчас также работают специалисты. Они намерены ввести обязательное членство и взносы для предпринимателей соответственно уровням прибыли их бизнеса.
Еще одна проблема технического регулирования касается сертификации и экспертизы товаров. В Казахстане существует нехватка материально-технической и испытательной базы. Многие центры сертификации на данный момент находятся на территории Российской Федерации, которые нередко затягивают процесс сертификации казахстанских товаров. Словом, складывается ситуация когда от наднационального технического регулирования в большей степени пока выигрывают экспертные сертификационные организации, нежели субъекты бизнеса. Кроме того, с регионов поступает информация, что затраты на сертификацию, на соблюдение требований тех.регулирования у предпринимателей выросли в несколько раз, что серьезно подрывает их конкурентоспособность. В ТС на данный момент действует более 60 техрегламентов, тогда как за все годы существования Европейского Союза было принято лишь 20 таких документов.
Также, например, есть несколько секторов товарного рынка в ЕЭП, которые выведены за пределы наднационального регулирования: это лекарственные средства, изделия медицинского назначения, алкоголь, табак, рыба, автопром, нефть, газ. Все эти товары обладают достаточно высокой степенью специального регулирования в обороте. И это зафиксировано и сохранено как национальный режим регулирования.
Казахстанские производители алкоголя жаловались на закрытость рынка РФ. Как сообщает вице-министр экономики и бюджетного планирования Тимур Жаксылыков, “В 2013 году, к примеру, импорт крепкого алкоголя в Казахстан из России достиг отметки в 46 миллионов долларов. Когда экспорт казахстанского алкоголя в РФ составил всего 500 тыс. долларов. Он заявлял, что Казахстан примет меры по защите своего рынка. Вопрос посттаможенного контроля стал центральным на видеоконференции по проблемам предпринимателей с участием чиновников и бизнесменов. В  январе текущего года Казахстан также ввел защитные меры для данной продукции из стран участников ТС.
Следует отметить, что стремление открыть рынки для обоюдной торговли приводит зачастую к большей протекции и барьеров. По данным независимой службой мониторинга международной торговли Global Trade Alert - на страны ТС приходится треть торговых ограничений, введенных в 2013 году. Страной с самой протекционистской политикой в мире стала Россия. Всего в России действует 331 протекционистских мер. Беларусь занимает второе место в мире с 162 торговыми ограничениями в отношении других стран и их компаний. В Казахстане, тем временем, действует 110 протекционистских мер. Как отмечают исследователи, большая часть торговых ограничений связана с созданием Таможенного союза. Беларусь, Россия и Казахстан ответственны за 33% мирового торгового протекционизма в 2013 году,
Сравнительно либеральный налоговый климат в Казахстане способствует приходу дочек и филиалов российских и белорусских компаний. На данный момент наблюдается укрупнение позиций российских компаний в различных сферах. Более того, имеют место и так называемые серые схемы. К примеру, в РФ создается фиктивная компания, с которой казахстанская компания заключает фиктивный договор на поставку товаров или услуг. Казахстанская компания делает сто процентную проплату, но ни товар, ни услуги российскому партнеру не поступают. Казахстанская компания затем банкротится, а деньги оседают в России. Вариации таких схем множество. Движение товара в условиях отсутствия пограничных контрольных пунктов затрудняют отслеживание физический транзит товаров, не говоря уже о движении финансовых инструментов. Несомненно, данный вопрос требует тщательной проработки. Это явление, по словам председателя Евразийской экономической комиссии, Виктора Христенко: результат не интеграции. Это результат «недоинтеграции», того, что не успели сделать, отложили и тем самым создали простор для «серых» схем. Единственный способ борьбы с ними — продолжение и углубление интеграции”.
В целом участие Казахстана в ТС осложняется следующими факторами:
-    отсутствие достаточно конкурентоспособной отраслевой структуры;
-    недостаточное количество предприятий, производящих готовую продукцию;
-    слабое развитие малого и среднего бизнеса;
-    слабая конкуренция на внутреннем рынке;
-    На внутреннем рынке нет конкуренции, цены на них достаточно произвольные и продиктованы издержками и нормой рентабельности поставщиков, которые фактически монополизируют рынок.
-   В экспорте наших партнеров 90% составляет готовая продукция, а в экспорте Казахстана доминирует сырье. Следовательно, на данном этапе Казахстан больше функционирует как рынок сбыта для российской и белорусской сторон.
Учитывая проблемы данного этапа интеграционного процесса, следует отметить важную роль стартовых позиций национальных производителей, уровень подготовки кадров, которые защищают позиции страны в ходе переговоров, прозрачность и доступ к необходимой информации для всех слоев населения. Если Союз сможет обеспечить необходимые условия, можно будет говорить о его привлекательности.

С данным докладом выступила Динара Нурушева на  международном семинаре «Таможенный союз Евразийского экономического сообщества(ЕврАзЭС): опыт Казахстана и ориентиры Кыргызстана» в г.Бишкек.