
В настоящее время, международные террористические организации (МТО) в текущих условиях стремятся сохранить свою активность. Экспертами отмечаются попытки МТО осуществить перегруппировку своих сил, наращивание боевого потенциала за счет вербовки новых рекрутов, поиск дополнительных источников финансирования и совершение резонансных террористических актов, с многочисленными жертвами.
Рассматривая в этом контексте развитие обстановки в Афганистане, особенно после падения прежнего правительства, отмечается расширение и активизацию терроризма и экстремизма, как основных угроз пограничной безопасности и стабильности для стран Центральной Азии.
Следует подчеркнуть, что вышеназванные процессы сопровождаются активизацией криминальных процессов:
- неконтролируемый оборот оружия и боеприпасов;
- распространение наркотиков и психотропных средств;
- незаконная миграция;
- распространение радикальной идеологии;
- торговля людьми.
В целях совершенствования мер борьбы с терроризмом, странами региона в рамках организации Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) налажен регулярный обмен информацией о выявленных иностранных боевиках и террористах между компетентными органами государств-членов ШОС и в том числе угрозами наркобизнеса.
Значительное внимание стороны уделяют совершенствованию аспектов практического взаимодействия, наполнению банка данных коллективного пользования.
В настоящее время, спецслужбами стран региона учтено более 10 тысяч лиц, разыскиваемых за совершение преступлений, террористической направленности и более 200 террористических, сепаратистских и экстремистских организаций.
По оценкам экспертов на территории Афганистана действует более 13 тыс. боевиков различных МТО, которые несут определенные угрозы для стран региона.
№ п/п | Наименование МТО | Боевики (чел.) |
1. | «Вилаят Хорасан» («ИГ-Хорасан») | до 6000 |
2. | «Союз исламского джихада» | до 250 |
3. | «Джамаат Ансаруллах» | до 250 |
4. | «Исламское движение Восточного Туркестана» | до 400 |
5. | «Исламское движение Туркестана» | до 150 |
6. | «Катиба имам аль-Бухари» | до 100 |
7. | «Аль-Каида» | до 250 |
8. | «Техрик-е-Талибан Пакистан | до 6000 |
9. | «Лашкар-и-Тайба» | уточняется |
10. | «Джайш-и-Мохаммед» | уточняется |
11. | «Джундуллах» | до 200 |
ВСЕГО | до 13714 |
На текущем этапе, в рамках РАТС ШОС, стороны стремятся активизировать совместные практические мероприятия, направленные на выявление и перекрытие каналов перемещения лиц, для участия в террористической деятельности, в том числе путей проникновения иностранных боевиков-террористов на территорию государств членов ШОС.
В начале текущего года экспертами РАТС ШОС принято решение об изучении по внедрению эксплуатации систем предварительной информации о пассажирах и данных о записях и регистрациях для повышения эффективности поисковой работы на маршрутах перемещения граждан.
Между государствами-членами ШОС сотрудничество в этой сфере планируется развивать путем:
совершенствования практических аспектов взаимодействия;
подготовки к проведению совместных операций, учений, семинаров;
вовлечения в эту деятельность других профильных организаций и центров;
активного использования экспертных площадок;
укрепления координации доверия в пограничной сфере (данный аспект очень важный, учитывая, что трансграничная организованная преступность тесно взаимодействует между собой, несмотря на государственные границы и национальную принадлежность).
В этом контексте следует отметить, что в рамках ШОС уже проводятся совместные операции пограничных служб государств-членов.
Так, в середине октября 2022 года РАТС ШОС успешно закончили, длившиеся около трех месяцев, антитеррористические учения «Манесар-антитеррор-2022», которые проходили под руководством компетентных органов Республики Индия. В результате принятых мер, предотвращены угрозы безопасности, поскольку выявлены и задержаны иностранные боевики-террористы, пытавшиеся проникнуть в регион.
В целом, компетентные органы государств-членов ШОС успешно применяют методы борьбы с терроризмом. Так, только за 2021 год задержано 1,5 тыс. человек из разыскиваемых лиц, предотвращено более 40 террористических актов на территориях государств-членов ШОС.
Вместе с тем, одним из аспектов противодействия перемещению иностранных боевиков-террористов может стать работа компетентных органов сторон по возврату с зон боевых действий на Ближнем Востоке на свою родину граждан государств-членов ШОС, большинство из которых женщины и дети, для их реабилитации и интеграции в мирную жизнь.
Наряду с этим, особое внимание уделяется формированию эффективной системы комплексного управления границ.
Данная система предполагает включение в себя согласованные между государствами стандарты охраны границы, контроль ввоза и вывоза вооружения, боевой техники, оружия, боеприпасов, иных средств подрыва, предотвращение фактов незаконного оборота наркотиков и незаконной миграции.
В данном ключе, таджикско-афганский участок границы считается самым протяженным и угрожаемым на всем протяжений Центральноазиатского региона. При этом, охрана данного участка осуществляется пограничными войсками Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Республики Таджикистан в условиях сложной и быстро меняющейся обстановки, а также отсутствием необходимых условий для построения эффективной системы охраны границы. Большая часть оставшейся от советских и российских объектов пограничной инфраструктуры, вооружений и военной техники исчерпали свой ресурс и теоретически не могут быть использованы в охране государственной границы.
На сегодняшний день наличие инженерного оборудования на таджикско-афганском участке границы составляет 250 км, которое представляет из себя только оградительный забор из колючей проволоки, ранее использованного в качестве сигнализационного комплекса.
В тоже время, террористические организации, действующие вблизи границы, активно используют новейшие образцы вооружения, техники, средства связи, наблюдения, а также БПЛА.
Изучают систему охраны границы и тактику действий пограничников, в том числе путем проведения провокационных действий, о чем свидетельствует обстрел территорий Таджикистана. Так, 7 мая т.г. группа террористов, членов «Джамаата Ансаруллах» и «Исламского движения Восточного Туркестана», ранее примкнувших на верность МТО «ИГ-Хорасан», с территории провинции Тахар из самодельной установки подвергли обстрелу пограничную заставу на Пянджском направлении. В результате обстрела пятью снарядами было частично повреждена инфраструктура пограничной заставы. Кроме того, за последние месяцы с территории Афганистана боевики террористических организаций, неоднократно подвергали обстрелу пограничные патрули из стрелкового оружия.
Следует отметить, что аналогичные обстрелы из стрелкового оружия отмечаются и на узбекско-афганском участке границы. Так, в начале октября т.г. в ходе патрулирования вдоль реки Амударья, с территории Афганистана обстрелу из стрелкового оружия подвергся сторожевой катер узбекских пограничных войск.
На текущем этапе видно, чир таджикские пограничные войска нуждаются в инженерно-техническом переоснащении границы, обеспечении современными видами вооружения и военной техники, технических средств охраны границы, а также беспилотными летательными аппаратами для охраны отдаленных и труднодоступных участков границы на горных направлениях.
В этой связи, учитывая изношенность имеющейся пограничной инфраструктуры, таджикские власти обеспокоены, что для Таджикистана риск террористических вылазок со стороны боевиков МТО, базирующихся в северных провинциях Афганистана, в ближайшее время, будет сохранять большую опасность.
Для принятия превентивных мер, эксперты РАТС ШОС отмечают, что Республика Таджикистан остро нуждается в том, чтобы предлагаемые стандарты охраны государственной границы также были приняты компетентными органами. В частности, это должна быть и приграничная полоса и линейные участки госграницы, которая будет включать совместные действия системы охраны, полицейских, профилактических мер, и пункты пропуска через ГГ, чтобы исключить возможность миграции и инфильтрации через легальные пункты пропуска боевиков в регион.
В целом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день терроризм все отчетливее приобретает черты политизированной криминальной деятельности, о чем, свидетельствует география террористической активности. Также, очевидно, что для эффективной борьбы с терроризмом, государствам-членам ШОС необходимо совместными усилиями разработать меры по разоблачению и нейтрализации экстремистских центров, проводящих психологические операции по рекрутированию новых боевиков, прежде всего молодежи.