Энергетическая политика Казахстана и Таможенный союз

Страны-члены ТС по разному воспринимают энергоресурсы. Для стран импортеров энергоресурсы такой же продукт как и любой другой. Страны экспортёры же воспринимают энергоресурсы как стратегически важный продукт, и готовы использовать его для достижения политических целей.

Так как Казахстан является страной импортёром и в то же время экспортёром энергоресурсов, его энергетическая политика меняется в зависимости от того как он себя позиционирует на нефтяном рынке. В рамках ТС Казахстан выступает больше в роли страны импортёра нефтепродуктов. По этому, как и любая страна импортирующая энергоресурсы, Казахстан выступает за либерализацию рынка нефти для членов ТС, чтобы безпошлинно импортировать нефтепродукты из России. К сожалению свобода

передвижения продуктов в рамках ТC не охватывает более 100 наименований товаров для Беларуси и Казахстана, включая нефть, природный газ и электричество из группы 27 (ТОПЛИВО МИНЕРАЛЬНОЕ, НЕФТЬ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕГОНКИ; БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА; ВОСКИ МИНЕРАЛЬНЫЕ).
Следовательно для Казахстана нет свободного доступа на российский энергетический рынок и возможности транзита электричества и энергоносителей ограничены. На подобного рода недовольства со стороны Казахстана Россия отвечает что, якобы, не готовa либерализовать рынок нефти и газа на данном этапе формирования ТС.
Из группы 27 (ТОПЛИВО МИНЕРАЛЬНОЕ, НЕФТЬ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕГОНКИ; БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА; ВОСКИ МИНЕРАЛЬНЫЕ) почти все наименования продуктов (из 140) регулируются в рамках ТС, кроме нескольких включая сырую нефть и нефтепродукты, природный газ (в газовом состоянии) и электричество. Вкладывая стратегическое значение в данные ресурсы, Россия возможно не готова пойти на определённые издержки. 
Страна, которая импортирует по количеству больше энергоресурсов, не подпадающих под регулирование ТС, чем экспортирует, остаётся в проигрыше. К примеру, на январь-март 2013 года объём экспортных поставок сырой нефти и газового конденсата Республики Казахстан в Россию составил около 17 6 92,8 тонн (8 207,1 тыс. долларов), тогда как объём импортных поставок того же продукта составил почти  1 977 205,7 тонн (769 268,6 тыс. долларов).
Позиция Казахстана меняется когда делo касается экспорта нефтепродуктов в третьи страны. Основной движущей силой экономики Казахстана во внешней торговле является нефть и газ, который генерирует 26% ВВП и 75% от общего объема экспорта.  Поскольку энергия составляет 75% от общего объема экспорта, Казахстан не заинтересован в рынках других стран-членов Таможенного союза, где уже доминирует Российские энергоресурсы. Экспорт Казахстана в Россию сократился на 4% в 2012 году, и в Беларусь — на 13%. Казахстану как стране экспортёру в данном случае более близка российская позиция: то есть если ресурс продается в страну, не являющуюся членом Таможенного союза, с ресурса взимается экспортная пошлина, которая перечисляется в бюджет страны-экспортера.
Для плавного перехода к либерализации рынка нефти и газа в рамках ТС, Россия и Казахстан на двусторонней основе договорились о беспошлинных поставках нефти и нефтепродуктов на 2014 год. Pоссийские нефтекомпании обязуются безпошлинно экспортировать до 1,5 миллиона нефтепродуктов в Казахстан, а Казахстан берёт обязательства по экспорту сырой нефти в Китай от имени России. Кто и как от подобного рода своповых поставок выигрывает: Казахстан — а) увеличение пропускной способности нефтепровода Атасу-Алашанькоу до 20 млн. тонн в год; б) доход от транзита нефти; в) стабильные поставки Российских; нефтепродуктов на Казахстанский рынок; г) не будет скачков в цене на Российские нефтепродукты; Россия — a) возможные убытки от беспошлинных поставок нефти в Казахстан в 70 млрд. руб., нефтепродуктов — в 18–21 млрд. руб.  Но и встречные поставки нефти обеспечат поступление в бюджет с 1 января около 90 млрд. руб; б) Все эти условия так или иначе усиливают влияние России на нефтегазовый сектор РК и увеличивают зависимость Казахстана от партнера по ТС и ЕЭП; в) Китай заплатит в твердой валюте; Китай- получить нефть.
Однако, рано или поздно вопрос без пошлинных поставок энергоресурсов в рамках ТС должен будет решен, так как из-за тарифных барьеров удельный вес топливно-энергетических товаров во взаимной торговле стран членов ТС снижается. Если в 2011 году удельный вес этих товаров составлял 34,9 процента объема взаимной торговли, то в 2012-м — 33,4 процента, а в январе-ноябре 2013 года — 28,9 процента. Также могут быть использованы разного рода протекционные меры, подрываюшие стабильность поставок нефтепродуктов на рынок. B соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 23-го-апреля 2013 года, был ограничен импорт российских нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива и бензина.
Владимир Путин уже сделал заявление, что общий рынок нефти и газа Беларуси, России и Казахстана может быть сформирован к 1 января 2015 года. Создание такого рынка решит ряд проблем в стратегически важнoм секторе для всех членов Таможенного союза.

С данным докладом выступил Фарход Аминжонов  на  международном семинаре «Таможенный союз Евразийского экономического сообщества(ЕврАзЭС): опыт Казахстана и ориентиры Кыргызстана» в г.Бишкек. 

Прочтите также

Материалы автора:

Яндекс.Метрика