Интеграция ради общего процветания

В последние два года международные отношения в Центральноазиатском регионе стали более интенсивными, так как за прошедшие годы были решены накопившиеся за годы проблемы и урегулированы конфликты, что подтолкнуло двусторонние и многосторонние отношения между странами Центральной Азии.

Центральноазиатские государства имеют общие интересы в формировании единого экономического пространства, обеспечении гражданского мира и межнационального согласия, поддержании территориальной целостности, правопорядка, нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межэтнических конфликтов, сепаратизма.

Кроме того, существуют угрозы транснационального характера, предотвращение которых требует совместных действий. Среди этих угроз наиболее опасными являются рост экстремизма и терроризма, распространение наркотиков и оружия, ограничение доступа на мировой рынок научно-технической продукции и новейших технологий. В условиях, когда центральноазиатские государства связывают общие границы, общие речные бассейны, некогда объединенные энергетические системы, сеть автомобильных и железных дорог, традиционный внутренний рынок, альтернативы интеграции нет. Особенно если учесть, что реализация интеграции возможна и наиболее эффективна через систему межгосударственных многосторонних соглашений и договоров.

Иными словами, позитивные тенденции в мобилизации внутрирегиональных ресурсов могут иметь место при определенных условиях, особенно при соответствующем политическом климате.

Недостатки и достижения интеграции в Центральной Азии

Центральноазиатские республики (ЦАР) связывают общие задачи переходного периода, которые заключаются в реформировании политических и экономических структур. В этой ситуации главными задачами для них становятся поиск путей объединения усилий для эффективного использования общего экономического потенциала. Только координация внешнеполитической стратегии стран ЦАР может обеспечить их национальную безопасность и экономическую интеграцию.

В эволюции межгосударственных отношений страны Центральной Азии прошли несколько этапов. Эта эволюция определялась внутриполитической ситуацией в каждой из республик, личностными характеристиками политических лидеров и особенностями экономики, влиявшими на динамику интеграционных процессов в регионе. Можно отметить, что в качестве примера таких сфер можно привести общие энергетические и транспортные системы, сети радиосвязи и телекоммуникаций, нефте и газопроводы. 

Однако нельзя сказать, что интеграция в ЦАР продвигается успешно.  Механизмы реализации соглашений до сих пор не урегулированы, отсутствует координация таможенной, кредитной, налоговой и бюджетной политики.

Для выявления причин слабости результатов интеграции в ЦАР необходимо проанализировать степень ее соответствия условиям и предпосылкам международной экономической интеграции. В целом процесс интеграции в ЦАР идет медленно. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются различные модели экономических реформ и темпы экономического роста. Процессы дифференциации экономических и политических систем, национальных интересов и международных ориентаций до сих пор превалируют над тенденцией интеграции. Анализ развития интеграционных процессов в Центральноазиатском регионе позволил выявить положительные тенденции в региональном сотрудничестве. Заключены соглашения о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.

Для стран Центральной Азии следующее десятилетие должно стать решающим, или они смогут выбрать общий путь интеграции в мировую экономическую систему с сохранением суверенитета, или останутся в роли сырьевых придатков транснациональных компаний. Интеграционные процессы в Центральноазиатском регионе являются результатом глобальных тенденций в системе международных отношений, связанных с интернационализацией общественной жизни, ростом взаимозависимости и необходимостью интеграции государств в укреплении национальной государственности, безопасности и реагировании на глобальные вызовы современности. Реализация этих направлений предполагает, прежде всего, эффективное развитие регионального сотрудничества стран Центральноазиатского региона.

Конечно, представляется, что развитие интеграционных процессов в Центральной Азии не будет столь быстрым и похожим на развитие западноевропейских стран. Признание постепенного, последовательного характера этого процесса, предполагающего переход от простых к более сложным формам взаимодействия с обязательным согласованием как текущих, так и долгосрочных интересов всех участников, а также интересов каждой интегрирующей стороны с интересами объединения в целом, должно стать исходной посылкой концепции центральноазиатской интеграции.

Главной стратегической экономической целью Центральной Азии является формирование единого экономического пространства, единой торгово-таможенной зоны, единого валютного союза и единой экономической стратегии.  Центральная Азия является поставщиком на мировой рынок ценных товаров -нефти и газа, руды и сельскохозяйственного сырья. Маршруты Шелкового пути в XXI веке пройдут по нефте- и газопроводам для поставок энергоносителей, как на Запад, так и на Восток. Однако для развития транзитной торговли граждане Центральной Азии пользуются и нуждаются в общей внешнеэкономической политике, едином таможенном и налоговом контроле, общей системе безопасности.

В условиях глобализации интеграция в регионе будет способствовать военно-политической и экономической независимости государств Центральной Азии на мировой арене. Для сближения государств Центральной Азии в будущем, как народов с общей историей, культурой, языком, вероисповеданием, общими экономическими, финансовыми, образовательными и экологическими стандартами, существуют более сильные предпосылки для интеграции, чем у европейских стран в свое время.

Среди преимуществ экономической интеграции государств Центральноазиатского региона – рост производства; увеличение размера рынка, что особенно важно для стран с малой емкостью национального рынка; повышение производительности за счет усиления конкуренции между странами; обеспечение лучших условий труда; повышение эффективности в результате распространения технологических, маркетинговых и управленческих ноу-хау; совершенствование инфраструктуры. Все это в результате должно способствовать экономическому росту и повышению уровня жизни населения.

Прочтите также

Материалы автора: Sherzod Abdulkhasanov

Таджикский журналист-обозреватель. Специализирующийся на освещении событий, происходящих в политике и общественной жизни Таджикистана. e-mail: Abdulkhasanov@polit-asia.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
ru_RU
en_US ru_RU