Изменение баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе

США планируют расширить военное сотрудничество с Японией с целью сдерживания Китая в Южно-Китайском море, особенно на фоне его претензий к спорным островам. Об этом было заявлено после встречи министров обороны США и Японии в ходе визита Э.Картера в г.Токио. В процессе переговоров Э.Картер заверил, пчто Вашингтон поддерживает Токио в споре с Пекином за острова Сенкаку.

Э.Картер выразил беспокойство по поводу претензий Пекина на акваторию Южно-Китайского моря, что, по его мнению, может иметь военное измерение, в частности – намерения Пекина создать на «спорных» рифах искусственные острова, которые позволят размещать военные объекты.

По оценкам военных экспертов США, в настоящее время в регионе намечается медленный прогресс в изменении баланса сил. 

Так, на данный момент в состав ВМС НОАК КНР входит более 700 надводных и подводных судов. В их числе: 77 основных боевых кораблей (в том числе 28 эсминцев с ракетным вооружением), 60 дизельных подлодок, восемь АПЛ и пять ракетных атомных субмарин. Личный состав – 215 тыс. человек.

США имеют устойчивое и надежное военно-морское присутствие в регионе. На данный момент 7-й флот ВМС США и ВМС Японии являются главным противовесом растущему военно-морскому потенциалу ВМС НОАК КНР в регионе. В зону ответственности 7-го флота ВМС США входит западная часть Тихого океана и восточная часть Индийского, и который сосредоточен вокруг авианосной ударной группы, базирующейся в портах Японии Йокосука и Сасэбо. Флот насчитывает около 80 различных боевых кораблей, 140 единиц авиатехники и 40 тыс. личного состава. В свою очередь, военно-морские силы Японии насчитывают около 120 кораблей, в том числе более 40 миноносцев, около 20 ПЛ и 40 тыс. личного состава.

Вашингтон также расширяет свое присутствие за счет других союзников в регионе: 

в ноябре 2011 года Б.Обама подписал соглашение, которое позволило разместить в г.Дарвин (Австралия) 2500 американских морских пехотинцев;

к 2018 году США планируют поставить четыре прибрежных боевых корабля у берегов Сингапура;

в 2014 году США и Филиппины подписали деся тилетнее соглашение о взаимной обороне. Данное соглашение позволяет регулярно проводить двусторонние военные учения и использовать территорию Филиппин для переброски американских войск;

в апреле 2015 года США, Филиппины и Австралия провели совместные военно-морские учения возле спорных островов в Южно-Китайском море. В учениях было задействовано более 11 тысяч военнослужащих.  

В ходе недавнего визита в Восточную Азию глава Пентагона Э.Картер утверждал, что Вашингтон будет продолжать расширять свое присутствие в регионе, в том числе они намерены оснастить регион своими новейшими  системами вооружения. Он подчеркнул, что к 2020 году в регионе будет сосредоточено до 60 процентов американских войск.

В экономическом плане Вашингтон лоббируют свой проект Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), который нацелен на создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Создание ТТП Вашингтон рассматривает как экономическую составляющую вероятного военного конфликта с Пекином.

Таким образом, для поддержания своих интересов и укрепления присутствия в регионе США осуществляют ряд мер, которые включают в себя создание альянсов и различных партнерств.

Последние действия Китая в Южно-Китайском море показывают, что текущая политика Вашингтона не оказала никакого влияния на военно-политическую линию Пекина. Так, Китай продолжает предъявлять право собственности на территории исключительных экономических зон (ИЭЗ) других государств. Более того, Пекин разработал консолидированную политику по Южно-Китайскому морю, в рамках которой наращивает свое присутствие на море.

Ряд причин, почему Пекин продолжает вести данную политику.

Во-первых, советник по национальной безопасности США Сюзан Райс и госсекретарь США Джон Керри были сосредоточены на развивающейся ситуации в странах Ближнего Востока и на Украине, что сигнализировало Пекину о более низком приоритете Южно-Китайского моря для Вашингтона. Недавний визит министра обороны Э.Картера в Азию был ясным подтверждением переориентации политики США, однако пока неясно, как это повлияет на действия Пекина. 

В этой связи, Китай будет иметь больше пространства для свободы действий, включая строительство искусственных островов в спорных водах Южно-Китайского моря.

Во-вторых, обещания США установить экономические связи и расширить военное присутствие в регионе остаются нереализованными. Текущие споры в Конгрессе США по ратификации договора ТТП говорят о том, что в будущем Вашингтон не сможет выполнять свои экономические обязательства перед другими партнерами по ТТП. США планировали сосредоточить к 2020 году в Азии до 60 процентов своих войск. Однако, по оценкам экспертов, администрация президента США, вероятно, не сможет уложиться в планируемые сроки.

В-третьих, Вашингтон не имеет юридической точки (нет официальных документов) зрения по спорным территориям и претензиям на море. Несмотря на то, что США и Филиппины имеют договор о взаимной обороне, он не устанавливает обязательства Вашингтона в случае военного конфликта.

Кроме того, США по-прежнему воздерживаются от подписания Конвенции ООН по морскому праву.

Таким образом, в случае возникновения военного столкновения между Китаем и союзниками США в Южно-Китайском море Вашингтону придется решить, насколько жестко он сможет подчеркнуть свою позицию. Не имея четкой точки зрения по этому вопросу, маловероятно, что США смогут быстро среагировать на сложившуюся ситуацию. В этой связи, высказывания высокопоставленных чиновников Вашингтона об изменении баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе не подкрепляются серьезными действиями. 

Прочтите также

Материалы автора:

Яндекс.Метрика
ru_RU
en_US ru_RU