
Новые технологии становятся все более важным элементом китайско-американского соперничества за страны Персидского залива. В условиях доминирующей роли государственных (не частных) инвестиций в технологический сектор как в Китае, так и странах Персидского залива Пекин стал предпочтительным партнером арабских монархий в этом отношении. О том, как развивается китайско-арабское сотрудничество в области технологий, читайте в материале «Polit-asia.kz».
Инновационное видение
Инвестиции в новые технологии, вкладываемые преимущественно государством, занимают центральное место в стратегиях диверсификации и трансформации экономик стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Это, в первую очередь, связано с растущей численностью молодого населения монархий.
Согласно общественному договору, действовавшему до сих пор в Саудовской Аравии и Объединенных Эмиратах, государство было основным работодателем, перераспределяя прибыль от экспорта нефти и газа. В то же время, демографические изменения, глобальное стремление к преобразованию энергии и колебания цен на нефть поставили под угрозу стабильность этой модели. Лидеры стран ССАГПЗ признали новые технологии и инновации инструментами, благодаря которым они смогут сохранить стабильность и действующую систему власти.
Дополнительным преимуществом является создание новых рабочих мест, которые, с учетом престижности новой отрасли, спровоцируют рост заинтересованности населения работать в частном секторе. Поэтому в последние годы все большая часть экономики стран Персидского залива становится цифровой. Например, с 2012 по 2022 годы доля прибыли от цифровизации во внутреннем валовом продукте в ОАЭ увеличилась с 9,7 до 19,4 %. В индексе цифровой экономики, измеряющем степень ее развития, в 2010 году КСА занимало 49-е место и в 2020 году – уже 36 место. Доминирующая роль правительств в технологических секторах стран Персидского залива также позволяет реализовывать крупномасштабные многомиллиардные проекты, призванные привлечь иностранные инвестиции, необходимые для экономических преобразований в отечественной инновационной отрасли.
Практическая реализация
Доминирование сектора новых технологий, заинтересованность монархий и политические цели способствовали укреплению китайского влияния в этой отрасли в странах Персидского залива. В 2017 году после объявления об инициативе «Цифровой Шелковый путь» (в рамках проекта «Один пояс, один путь») ОАЭ и КСА подписали соглашения о сотрудничестве.
«Цифровой Шелковый путь» призван предоставить китайским технологическим компаниям доступ к развивающимся рынкам, а в сочетании с инвестициями «Одного пояса, одного пути» облегчить конкуренцию с американскими компаниями и, следовательно, доминировать в отрасли новых технологий.
Примером может служить интенсивное сотрудничество стран Персидского залива с компанией Huawei по ключевой цифровой инфраструктуре. Саудовская Аравия заказала строительство системы накопления энергии мощностью 1300 мегаватт-часов, необходимую для питания Neom, ее флагманского городского проекта. В 2018 году Huawei завершила строительство модульного дата-центра в аэропорту Дубая. Компания также принимает непосредственное участие в обеспечении населения электричеством и водой, строит оптоволоконную и мониторинговую инфраструктуру.
Другими китайскими компаниями, работающими в регионе, являются Alibaba (облачные вычисления), Beidou (навигационные системы) и Tencent (мультимедиа и развлечения).
Интенсификация китайско-арабского сотрудничества облегчит Пекину усиление влияния на стандартизацию новых технологий в соответствии с положениями стратегии China Standards 2035.
В то же время, растущее участие Пекина в предоставлении компонентов цифровой инфраструктуры, таких как строительство центров обработки данных, напрямую угрожает безопасности персональной информации пользователей. Китайское видение глобального управления Интернетом предполагает государственный контроль над потоками данных. В 2021 году Китай и члены Лиги арабских государств (включая страны ССАГПЗ) выступили с региональной инициативой, подчеркнув аналогичные приоритеты в этой области.
Наличие китайской цифровой инфраструктуры в странах Персидского залива также угрожает доминированию западных военных технологий в регионе и повышает риск кражи американских и европейских технических решений.
Перспективы
Динамичное развитие технологической отрасли является приоритетом для стран ССАГПЗ. Финансовые возможности монархий в Персидском заливе позволяют китайским компаниям использовать новейшие решения в масштабах, недостижимых в других странах. Этому способствует деятельность Пекина, продвигающем свою концепцию управления данными, например, в международных организациях, где до сих пор доминирующую роль играли западные страны.
При этом в условиях действующих моделей государственного управления китайско-арабское сотрудничество повлечет за собой принятие стандартов без учета прав человека, либеральной рыночной экономики и демократических институтов.