
После вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз у трудовых мигрантов появились большие преференции на территории страны трудоустройства, и, как правило, в России и Казахстане. В ходе вступления Кыргызстана в ЕАЭС правительству Кыргызстана удалось согласовать большой круг вопросов по пребыванию кыргызстанцев в трудовой миграции в государствах ЕАЭС. Сегодня кыргызские трудовые мигранты практически имеют равные права с гражданами страны пребывания в вопросах медицинского страхования и трудовых отношений с работодателями.
Таким образом, граждане Кыргызстана могут пользоваться услугами образовательных учреждений для детей или услугами поликлиник для всей семьи. Кыргызские трудовые мигранты смогли улучшить свое положение в странах ЕАЭС. Сегодня они пользуются всеми благами наравне с гражданами стран, в которых они прибывают, а у мигрантов больше нет надобности в получении патентов и подтверждении дипломов, так как большинство кыргызских дипломов признаются на территории государств-участников ЕАЭС.
Также граждане Армении и Кыргызстана как члены ЕАЭС получили право на работу в России без специального разрешения. Белорусские и казахстанские же граждане уже обладали этой привилегией. По официальным данным сейчас в Российской Федерации количество кыргызских трудовых мигрантов составляет 650 тысяч человек, а в Казахстане более 35.
Немаловажным фактом являются переводы денежных средств мигрантов, где финансовые потоки становятся одним из основных источников пополнения бюджета развивающихся государств.
Так, в соответствии со статистикой Всемирного банка денежные переводы еще в 2016 году в Таджикистане составляли 52 % ВВП, а в Кыргызской Республике 31 %. Денежные переводы во многих небольших развивающихся странах, как правило, практически сопоставимы с ВВП.
За первое полугодие 2018 года, кыргызские трудовые мигранты отправили 1,2 млрд. долларов в Кыргызстан. Это достаточно большая сумма, если сравнивать ее с прошлым годом, где общим количеством перечисленные средства превысили 2 млрд. долларов за весь год. То есть больше чем годовой бюджет. Так же согласно исследованию, Всемирного Банка Кыргызстан занял второе место среди 214 стран по количеству денежных переводов от мигрантов в структуре ВВП, обогнав Таджикистан. Ныне деньги мигрантов составляют треть от ВВП республики.
Еще в 2016 году Международный валютный фонд предсказал усиление миграции в Россию граждан Армении и Кыргызстана, и расчеты их были связаны с вступлением данных государств в Евразийский экономический союз. В докладе МВФ отмечается, что мигранты, находящиеся в России, составляют практически часть населения собственных стран, примерно 15 процентов от числа граждан Армении, Молдовы и Таджикистана. По подсчетам МВФ в России свыше 8,5 миллиона мигрантов, где 21% составляют граждане Украины, 21 % граждане Узбекистана, 10 % граждане Таджикистана и других государств СНГ. МВФ так же спрогнозировал, что после украинских событий число мигрантов в Россию увеличилось на 15%. И как говорится в докладе, приблизительно 80% иностранных рабочих в Российской Федерации находятся в трудоспособном возрасте от 18 до 59 лет и, как правило, заняты сезонными работами в сфере строительства, ремонта, торговли и обслуживания.
Всемирный банк и МВФ достаточно пристально наблюдают за ситуацией с денежными потоками трудовых мигрантов в страны их проживания. Данные институты так же проводят различные анализы и составляют статистику денежного оборота по странам ЕАЭС и, конечно же, пишут отчеты, которые затем используются американской администрацией для дальнейших политических решений в целях поддержки доллара как основной волюты мира. На днях МВФ сделал прогноз о возможном финансовом кризисе по долговым обязательствам некоторых стран — «Если финансовую систему не удастся реформировать, коллапса не избежать» — отметили в фонде. Ныне долг США равен 21 трлн. 668 млн. долларов и при этом каждую минуту долг стремительно растет на 2 млн. долларов. Если же разделить весь долг между гражданами США, то каждый из них будет должен более 50 тыс. долларов. В связи с этим, основным вопросом для США является поддержка доллара и оптимальное решение по уплате долговых обязательств в Федеральную резервную систему, дабы избежать кризиса в самих США и миновать бурю протестов налогоплательщиков в государстве.
Как отмечают различные эксперты сокращение военных расходов является решением проблем по сокращению долга США, на что, конечно же, штаты никогда не пойдут, так как в данный сектор вложены огромные средства. Единственным способом видимо является развязка последующей военной операции в других государствах, а при отсутствии данной возможности – перманентная хаотизация этих стран через подконтрольные неправительственные организации, которые еще играют роль сборщиков информации для американских спецслужб, но об этом чуть позже.
Известно, что в совет директоров МВФ состоит из центральных банков иностранных государств и самыми влиятельными в совете являются представители ФРС и Банк Англии, что дает возможность полностью контролировать Международный валютный фонд, а в точности денежную массу во всем мире. Предположительно бесконечное эмитирование долларовой волюты приводит к финансовому кризису в государствах использования данной денежной массы, а чем сильнее данный кризис, тем больше у МВФ и Всемирного банка появляется возможность навязывать внешние долги развивающимся странам, завуалировав свою деятельность под борьбу с бедностью в странах третьего мира. В книге «Трагедия и надежда» советник президента США Клинтона Кэролл Квигли отметил: «Воротилы финансового капитализма имели далеко идущий план, направленный не меньше как на сосредоточение международной финансовой власти в частных руках. Она должна была довлеть над политической системой каждой отдельной страны и мировой экономикой в целом.
Возвращаясь к мигрантам, необходимо отметить, что проблемным вопросом остается, конечно же, защита прав трудовых мигрантов из Кыргызстана. В основном нарушения их прав начинаются с их незаконного приезда и нелегального трудоустройства, что дает возможность отдельных работодателей пользоваться правовой безграмотностью мигранта по выплатам меньшей заработной платы, чем было оговорено с работодателем. Существуют так же факты использования нелегальной трудовой миграции и даже работорговли; то есть тот круг вопросов, которые необходимо решать на уровне многосторонних правительственных комиссий и заседаний в рамках ЕАЭС.
Любопытно, что на днях в Кыргызстане подняли вопрос учреждения профсоюза мигрантов, целью которого будет защита прав кыргызстанцев, временно трудоустроенных в России и Казахстане. Данный пилотный проект начал реализовывать работу по информированию пребывания мигранта за рубежом, и основной охват информационной работы граждан пока начат по Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областей, так как именно эти регионы являются основными поставщиками рабочей силы в ближнее зарубежье.
Гульнара Дербишева, глава НПО «ИнсанЛейлек» отметила «Трудовые мигранты должны иметь такую организацию, которая могла бы защитить их права. Впервые совместно с НПО решили создать Профсоюз мигрантов, который поддерживал бы людей начиная с Кыргызстана, заканчивая Россией и Казахстаном – странами, куда чаще всего едут наши люди. На данный момент Профсоюз в пилотном режиме ведет работу в Баткенской области, сейчас в него входят 40 человек, готовящихся в скором времени уехать в Россию. Конечно, необходимо иметь связь с аналогичными организациями в принимающих странах. С РФ договоренность уже есть, на данный момент идут переговоры с Казахстаном».
Если говорить о Баткенской области, то в настоящее время 38% населения находится в трудовой миграции в России и Казахстане.
Как утверждают инициаторы проекта, идея создания профсоюза мигрантов возникла в результате совместной работы некоторых профсоюзных организаций: профсоюзы металлургов, текстильщиков и строителей с общественным фондом «Инсан-Лейлек» и международной организации «Центр Солидарности».
Любопытно, что НПО «Американскийцентр международной профсоюзной солидарности», проще говоря: «Центр Солидарности», учрежден в Кыргызстане в июне 2005 года, в аккурат после государственного переворота, а его основателем является гражданин США Айрин Стивенсон – бывший глава московского офиса. В 2002 году Айрин Стивенсонбыла выдворена из России без права пребывания на территории государства в течение пяти лет. Инициатором депортации Айрин выступила Федеральная служба безопасности России, а причиной была организация забастовок авиадиспетчеров. Ныне «Центр Солидарности» Айрин Стивенсон работает в Кыргызстане.
Если вкратце о Центр Солидарности, то данная неправительственная организация работает в области развития сети профсоюзов в развивающихся странах и щедро финансируется из бюджета USAID через Национальный фонд демократии (NED), то есть через то НПО, которое тесно связано с Центральным разведывательным управлением США. Основатель фонда NEDАллен Вайнштейн как-то сказал: «Многое из того, что мы делаем сегодня, 25 лет назад тайно делало ЦРУ».
В структуруNEDвходят ассоциативные неправительственные организации: Американский центр международной профсоюзной солидарности (American Center of International Labor Solidarity – ACILS), Американская федерация труда и Конгресса производственных профсоюзов (American Federation of Laborand Congress of Industrial Organizations – AFL-CIO), Центр международного частного предпринимательства (Center for International Private Enterprise– CIPE), Международный республиканский институт (International Republican Institute – IRI) и Национальный демократический институт по международным вопросам (National Democratic Institute for International Affairs – NDIFIA, также NDI), которые аккредитованы в таких Евразийских государствах как: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан. Необходимо отметить, что вышеупомянутые международные организации распределяют финансирование и организаторскую работу уже на местных уровнях неправительственного сектора в вышеназванных государствах, что показательно говорит о четкой и налаженной работе в целях подготовки гражданского общества под американское влияние Евразии.
Так, будучи консультантом в вопросах защиты прав человека при Национальном демократическом институте в марте 2004 года Гульнара Дербишева получила предложение NDI представлять гражданское общество Кыргызстана на конференциях ООН и Всемирного банка. Целью данной работы было налаживание сотрудничества между должностными лицами законодательных органов, органами исполнительной власти и гражданским обществом Кыргызстана.
Ныне ее НПО «Инсан Лейлек» в Кыргызстане активно сотрудничает и получает финансирование от некоторых международных донорских организаций: Представительство ЮНИСЕФ в Кыргызстане, Европейская комиссия, Международная ассоциация консультантов в области связей с общественностью (ICCO), Демократическая комиссия посольства США в Кыргызстане, Агентство США по международному развитию (USAID), Германское общество по международному сотрудничеству (GTZ), французское Агентство по техническому сотрудничеству и развитию(ACTED), французская католическая церковь (Catholic Relief Services) и многих других иностранных организаций.
Таким образом, денежные средства поступают из различных источников, но действительно ли деятельность «ИнсанЛейлек» работает в защиту прав трудовых мигрантов или же является банальным грантоедом можно судить по прошлому Гульнары Дербишевой. Так, в 2012 году директор Департамента социального обеспечения Министерства социального развития Гульнара Дербишева, была задержана сотрудниками антикоррупционной службы Государственного комитета национальной безопасности и водворена в следственный изолятор за вымогательство взятки в размере 7 тысяч долларов США от неаккредитованной международной организации, которая занималась усыновлением детей. Следствием так же было установлено, что в 2011 году Дербишева, будучи уже заместителем министра соцразвития, путем вымогательства за незаконную выдачу разрешительных документов на усыновление детей иностранными гражданами от международных организаций получила взятку в особо крупных размерах на сумму около $30 тысяч долларов. В последствие Первомайский районный суд приговорил Гульнару Дербишеву к 5 годам тюрьмы с условием отсрочки отбывания наказания ввиду наличия у Дербишевой малолетних детей.
Необходимо отметить, что в соответствии с данными Нацстаткома в Баткенской области учреждены свыше 1270 неправительственных организаций, а в самом Лейлекском районе более 30. Близость Лейлекского района к границе с Таджикистаном, где, когда то произошли баткенские события с вооруженным столкновением кыргызских силовиков с террористами Исламского движения Узбекистана, наводит на предположение, что иностранцев может интересовать территориальная инфраструктура района, численность населения, приграничные объекты и работа местной администрации, а местные НПО, сами того не зная, могут быть «сборщиками» информации для международных организаций.