Пантюркизм на пути к Османизму

«Интересы современной Анкары совпадают с интересами Османской империи. Наши физические границы пока отличаются от границ в нашем сердце», – ключевая фраза Р.Т. Эрдогана, объясняющая его политику.

Обратите внимание на слово Эрдогана «пока».  Это означает, что в   ортодоксальных недрах турецкого государства тлеют горячие угли великодержавных идей прошлых столетий, когда Османская империя богатела за счёт непрерывных военных походов.

Главная проблема и для самой Турции, и для государств вокруг, даже не её желание объединить и культурно обуять близкие по вере и культуре народы. Реальная беда в том, что её сегодняшний лидер пошёл по пути неоосманизации в «проблемных зонах» мировой политики не исключающий догмы исламизма. Это надо чётко понимать.

Современный пантюркизм несёт в себе реальную опасность даже НЕ внешнего вооруженного вторжения Турции в другие страны. Хотя и этот момент присутствует, в Ливии и Сирии, к примеру. Опасно то, что под видом создания разного рода культурных центров, льготных условий для поступления в турецкие вузы молодёжи, создается лоялисткие объединения и «правильно» воспитанной обученной касты современных гулямов и янычар.

Ряд условий, в том числе связанных с ослаблением «северного соседа» в начале 90-х годов, привело к появлению на территории бывшего СССР ряда тюркоязычных государств. Они придали внешнеполитическому курсу Турции новый импульс, девиз которого – «Великий Туркестан от Средиземного моря до Китайской стены».  В его основание  положена идея  образования «Великого Турана», или «Туранского пояса». Это не что иное, как геополитический  альянс  тюркских народов под эгидой Турции.

Анкара   не прекращает попыток усиления своего присутствие и оказание влияния на Азербайджан и Крым, молдавскую Гагаузию, на Центрально-Азиатские государства, на ряд автономных образований – республик Российской Федерации, стремясь создать своего рода буферную зону под своим протекторатом. Но для чего? 

Заметно, что Турция в последние годы стала прилагать все больше усилия в области формирования совместного культурного и информационного пространства тюркских народов посредством оказания дипломатического давления, всесторонней помощи тюркским братьям, поддержания их стремлений по установлению более тесного сотрудничества. Эту роль стал выполнять целый ряд правительственных и неправительственных организаций, например, «Фонд исследования тюркского мира» (ФИТМ), «Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию», являющееся структурным подразделением аппарата премьер-министра (TIKA), а также «Фонд дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и общин» (TUDEV).

К экспансионистским инициативам Правительства Турции можно отнести идеи создания региональных микроблоков, которые проявили себя на территории России: «Исламская конфедерация Кавказа», «Исламская Чечено-Дагестанская конфедерация», и т.д.  Понятно, мусульманские страны имеют одну религию с Турцией, но вот как объяснить   совместную деятельность тувинских, алтайских, молдавских, якутских, хакасских делегатов в таких форумах? Ведь религиозные основы, мягко говоря, не совпадают.

В Республике Алтай работают представители турецких НКО. Неоднократно озвучивался тезис о том, что именно Алтай является прародиной всех тюрков мира, проводилась большая работа в общеобразовательных учебных заведениях региона по специальному набору выпускников для дальнейшего прохождения обучения в вузах Турции, куда принимали на льготных условиях.

Более того, турецкие подданные намеревались открыть в Республике Алтай филиал колледжа имени Х. Яссави, в котором преподавали бы педагоги из Турции.

Ранее в СМИ сообщалось, что «Бозкурты» установили контакты с активистами религиозного верования «Ак Дян» («Белая вера») в Республике Алтай, относящего себя к так называемому «традиционному верованию алтайцев». В целях реализации идей исламского пантюркизма турецкого происхождения.  Правда, суд поставил точку в так называемой совместной деятельности   представителей «Бозкуртов» и «Ак-Дяна», как и других неправительственных турецких фондов, но посеянные ими семена нет-нет, да и дают свои всходы…

Словом, представители «Тюрксоя» имели и имеют далеко идущие планы вербовки российской талантливой молодёжи. К счастью, многие проекты, задуманные турецкими эмиссарами в образовательной, культурной и религиозной сферах, не получили своего дальнейшего воплощения.

Разумеется, культурные связи между тюркскими народами и государствами должны развиваться и крепнуть. Это бесспорно. Но при этом очень сложно не попасть в ловушку, заложенную при создании организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства. Ведь, например, взятый за образец при создании Тюркского совета принцип Британского содружества при видимом равенстве его участников предусматривает наличие «старшей сестры». Кто подразумевается под таковой в содружестве тюркских государств, догадаться нетрудно. А  «Тюрксой» и подобные фонды всего лишь одна из структур, позволяющих «старшей сестре» заниматься отрывом тюркских республик от российского влияния ещё и на «культурном фронте».

Прочтите также

Материалы автора: Maksim Aleksandrov

Российский журналист-обозреватель. Специализируется на освещении событий, происходящих в политике и общественной жизни стран Ближнего Востока, России. e-mail: Maksimaleksandrov@polit-asia.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
ru_RU