
14 мая на пятой встрече по мирным переговорам (Брюссель) при посредничестве председателя Европейского совета Шарля Мишеля премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев провели встречу. Саммит состоялся вслед за переговорами министров иностранных дел обеих стран при посредничестве США в начале мая. 19 мая прошла еще одна встреча на министерском уровне в Москве и, как ожидается, главы обоих государств проведут переговоры в течение следующих двух недель. О развитии дальнейшей ситуации читайте в материале «Polit-asia.kz».
Прогресс в переговорах
По оценкам исследовательской организации Jamestown Foundation, динамика встреч, сопровождавшаяся явным прогрессом по ряду вопросов, свидетельствует о растущем потенциале мирного договора. В то же время, реваншистские, геополитические и другие факторы могут сорвать переговоры и втянуть стороны в очередной затяжной спор.
Положительная динамика в рамках мирного процесса подтверждена тремя ключевыми посредниками: США, Россия и Евросоюз. Заявление госсекретаря Соединенных Штатов Энтони Блинкена о продвижении Баку и Еревана к соглашению подтвердил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Об этом он сообщил по итогам трехсторонней министерской встречи в Москве 19 мая.
Саммит в Брюсселе также стал историческим моментом, поскольку стороны официально признали территориальную целостность друг друга (29 800 квадратных км для Армении и 86 600 квадратных км для Азербайджана). Во многом это истолковано в качестве признания Ереваном карабахского региона частью Азербайджана.
Также сообщается о прогрессе в открытии между двумя сторонами транспортных маршрутов. Судя по всему, пока согласованы только железнодорожные сети. Основные результаты московской встречи были связаны с возобновлением трехстороннего формата на уровне вице-премьеров стран (России, Армении и Азербайджана). В рамках реализации транспортно-логических проектов это позволит учитывать российские интересы.
Москва заинтересована в размещении своих сил вдоль Зангезурского коридора, что обусловлено необходимостью сохранения влияния в регионе. Тот факт, что США и ЕС до сих пор не подписали аналогичный документ, только укрепляет позиции Кремля.
«Альтернативы трехсторонним заявлениям лидеров Армении, России и Азербайджана по урегулированию ситуации нет», — заявил Лавров на трехсторонней встрече в Москве.
На отдельной встрече с министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном Лавров подчеркнул:
«Россия играет историческую роль в этом регионе и имеет на кону большие интересы. Убежден, что наши союзники об этом знают».
Проблемные вопросы
17 мая министр иностранных дел России в интервью местному телеканалу заявил, что Запад пытается подтолкнуть Армению к тому, чтобы она сократила до нуля российское военное присутствие и вместо этого полагалась на США. Он охарактеризовал этот шаг как «откровенную провокацию».
Такое противостояние представляет собой серьезный вызов мирному процессу. Эксперты полагают, что переговоры с меньшей вероятностью приведут к заключению мирного договора с прочным практическим эффектом без компромиссов между Западом и Россией.
Еще одна проблема связана с присутствием в Армении реваншистских общественно-политических групп, выступающих против любых мирных соглашений, признающих суверенитет Азербайджана над карабахским регионом.
Например, депутат от правящей партии Акоп Асланян по итогам саммита 14 мая в Брюсселе заявил, что признание территориальной целостности Азербайджана не означает признание карабахского региона частью Азербайджана.
«Мы признаем территориальную целостность Азербайджана, чтобы последовать примеру Косово. Территориальная целостность Сербии также была признана, но в конечном итоге Косово признали независимым», — заявил Асланян в интервью местным СМИ.
Тот факт, что территориальные претензии армянской стороны к Азербайджану зафиксированы в законодательных документах, представляет собой еще один вызов процессу. В Декларации о государственном суверенитете Армении, а также в постановлении Верховного Совета от 1992 года, среди прочего, упоминаются территориальные претензии Еревана к Карабахскому региону.
К слову, Постановление от 1992 года запрещает «любой международный или внутригосударственный документ, в котором Нагорно-Карабахская Республика упоминается как часть Азербайджана». Отсюда, как заявил азербайджанский ученый-международник Нурлан Мустафаев,
«Признание Арменией территориальной целостности Азербайджана должно сопровождаться внесением изменений в ее конституционные документы и формальной отменой «объединения» Карабаха и Армении».
В целом, продолжающиеся мирные переговоры между Азербайджаном и Арменией продемонстрировали положительную динамику, включая открытие транспортных маршрутов между сторонами. Однако сохраняются проблемы, которые способны сорвать процесс. Напряженность между западными и российскими интересами в регионе также не способствует прогрессу.