Политика Китая в сфере безопасности

Китай продолжает усилия по расширению собственного потенциала проецирования силы за рубеж. Комплекс мероприятий включает в себя правовые изменения, инвестиции в военную инфраструктуру в других странах и сотрудничество с государствами в Тихоокеанском регионе. Примером активности Пекина в сфере безопасности являются вооруженная полиция и охранные компании, активно действующие на Ближнем Востоке и Африке. Подробней о стратегии Пекина по защите собственных интересов за пределами страны читайте в материале «Polit-asia.kz».

Защита экономических интересов

Обширные экономические интересы Китая за рубежом (прямые инвестиции, обеспечение погашения китайских кредитов и т.д.) вынуждают вырабатывать политику по их защите. В период с 2000 по 2021 годы Пекин инвестировал около 800 млрд долларов в более чем 13 000 проектов по всему миру. Только в 2021 году КНР предоставила кредитов на сумму около 40 млрд.

Большая часть развивающихся стран, таких как Шри-Ланка, Замбия или Пакистан, имеют проблемы с погашением китайских кредитов, что в том числе обусловлено нестабильной военно-политической ситуацией. Инвестиционное участие субъектов из Китая (бизнес, рабочие, дипломаты) повышает риск оказания на них давления, включая физическое. Социально-политические кризисы в некоторых государствах, например, в Судане, вынуждают власти КНР принимать меры по предупреждению возможных угроз в отношении китайских граждан. По официальным данным, в 2006-2016 годах за пределами страны погибло около 1000 человек.

Укрепление позиций в мире

Помимо защиты экономических интересов причиной развития потенциала проецирования силы является растущее соперничество с США, а значит – необходимость усиления позиций Китая. Ожидается, что в 2023 году расходы Пекина на оборону превысят 220 млрд долларов, что более чем на 7 % больше, чем в 2022 году.

Укрепление военного потенциала Китая нацелено на расширение Инициативы по глобальной безопасности, а также защиту инвестиций в рамках «Одного пояса, одного пути».

21 февраля 2023 года КНР опубликовала концепцию Инициативы по глобальной безопасности. Как указывается в документе, поддержание мира и безопасности во всем мире и содействие глобальному развитию и процветанию должны стать стремлением всего международного сообщества.

Инициатива направлена на устранение коренных проблем международных конфликтов, улучшение управления в области глобальной безопасности, поощрение совместных международных усилий по обеспечению большей стабильности и определенности в нестабильную и меняющуюся эпоху для того, чтобы содействовать прочному миру и глобальному развитию.

Необходимость укрепления китайских позиций в мире также связана с авторитетом КНР, как ответственного участника международных процессов, например, посреднической функции в возобновлении дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном, суданского конфликта или израильско-палестинских отношений.

Мы не просим вас нажимать на объявление , но если вы это сделаете и посмотрите рекламу, мы будем вам благодарны

Усиление зарубежного военного потенциала повысило бы самостоятельность действий Китая в стабилизации ситуации в различных частях мира, таких как Сирия. Расширение возможностей в сфере безопасности призвано также облегчить эвакуацию китайских граждан из кризисных районов или, в крайнем случае, военное вмешательство для защиты собственных интересов.

Реализация планов

Стратегия Китая по проецированию силы за рубеж была бы невозможной без создания в последние годы правовой базы. В 2015 году вступил в силу антитеррористический акт, позволяющий (после согласования с партнерами) направлять за границу китайский контингент, состоящий как из внутренних войск/жандармерии, так и Народно-освободительной армии (НОАК).

Внутренние войска, насчитывающие около 1,5 млн человек и сравнимые по оснащению, например, с французской жандармерией, представляют собой формирование для охраны правопорядка в стране. Подчиненные партии и Центральной военной комиссии, внутренние войска принимали участие в охране китайских объектов (дипломатические учреждения, бизнес и т.д.) в Афганистане и Ираке, боролись с организованной преступностью в Таиланде и Камбодже. Международное участие вооруженной полиции КНР также включает аванпосты, например в Италии и Румынии, созданные на основе межгосударственных соглашений.

Важным инструментом защиты китайских интересов за рубежом являются охранные компании, деятельность которых урегулирована в октябре 2009 года (поправки в закон внесены в 2022 году). Согласно регламенту, охранные компании курирует Министерство государственной безопасности КНР. При этом принятые правовые нормы не распространяются на их иностранное участие.

Ключевым вопросом для Компартии Китая остается расширение законных возможностей для деятельности НОАК за рубежом. В июне 2022 года Си Цзиньпин подписал положение, регулирующее участие армии во всех операциях «за исключением войны», то есть в гуманитарных акциях, помощи в борьбе со стихийными бедствиями и т.д. Детальные формулировки правил не обнародованы, однако их обоснование указывает на необходимость защиты суверенитета Китая, в том числе безопасность компаний, граждан, транспортных путей и поставок стратегических материалов.

По оценкам Пентагона, к 2030 году китайские власти намерены открыть четыре дополнительные военные базы (ОАЭ, Мозамбик), а также усилить объекты в других странах (Таджикистан) и портовую инфраструктуру в Камбодже и Мьянме. На фоне соперничества с США и возможной эскалации действий против Тайваня бассейн Тихого океана имеет особое значение для Китая.

В 2022 году Пекин подписал соглашение с Соломоновыми островами, позволяющее, среди прочего, защищать китайские инвестиции и граждан и вмешиваться (по запросу местных властей) во внутренние дела Островов для обеспечения правопорядка. Это также гарантирует флоту КНР возможность транспортно-логистической деятельности. Несмотря на то, что соглашение не предусматривает создание военной базы на Островах, оно облегчает такой вариант в перспективе.

В целом применение Китаем вооруженных формирований для защиты собственных интересов рассматривается в качестве крайней меры, однако этот вариант все же остается «зарезервированным». Слишком раннее и частое использование силового инструмента за рубежом отрицательно сказалось бы на имидже КНР, как страны, ориентированной на сотрудничество, а не конфронтацию.

Прочтите также

Материалы автора: Adil Kairat

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика