Развитие транспортно-логистического потенциала Узбекистана

В последние годы в Узбекистане уделяется огромное внимание развитию транспортной инфраструктуры, с целью создания благоприятных условий для дальнейшей диверсификации внешнеторговых маршрутов, формирования альтернативных максимально эффективных транзитных коридоров, обеспечивающих выход экспортной продукции страны на перспективные международные рынки.

В этих условиях, в РУ на высшем уровне принимаются меры для создания условий использования воздушного пространства страны как транзитного хаба, вводится режим «открытого неба», реализуются международные железнодорожные проекты, реформируются правила взимания пошлин:

  • введена практика создания отраслевых акционерных компаний на видах транспорта, создан полномочный орган государственного управления в лице министерства транспорта и т.п.;
  • создана законодательная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность транспортной отрасли;
  • принята и реализуется Комплексная программа по совершенствованию транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы;
  • снижены тарифы на транспортировку экспортных грузов железнодорожным транспортом по своей территории до уровня внутриреспубликанских грузов. Введен специальный тариф для Таджикистана со скидкой в 40 % на транзит грузов по железной дороге через узбекскую территорию.
  • обеспечена территориально-пространственная связанность всех регионов республики, проведены структурные реформы в сфере пассажирских и грузовых автомобильных перевозок.

На сегодняшний день транспортная система Узбекистана находится на пути построения эффективного взаимодействия между различными видами транспорта и развития мультимодальных перевозок, устранения естественных препятствий и совершенствования управления перевозками.

Дальнейшая интеграция с транспортными системами более развитых стран и современные тенденции развития транспортной отрасли потребуют комплексного подхода в развитии транспортных услуг, инфраструктуры и эффективной логистики.

Учитывая важность и актуальность развития Центральной Азии как единого региона, Президент Ш.Мирзиёев обозначил главными приоритетами внешней политики Узбекистана, проведение активной региональной политики, создание благоприятной политической атмосферы в Центральной Азии, выстраивание конструктивных и взаимовыгодных отношений со странами региона по всем направлениям, в том числе в транспортно-логистической сфере.

В этом контексте, основными приоритетами Узбекистана в развитии транспортных коридоров в Центральной Азии президент РУ определил:

во-первых, реализацию транспортно-коммуникационных проектов, позволяющих связать Центральную Азию с крупнейшими морскими портами и мировыми рынками;

во-вторых, формирование трансафганского коридора с выходом на Южную Азию, а также строительство железнодорожной магистрали «Китай – Кыргызстан – Узбекистан»;

в-третьих, дальнейшее развитие транзитного потенциала и увеличение транспортной составляющей в национальной экономике.

Поэтому важным шагом для Ташкента стало и усиление транспортного сотрудничества в рамках международных структур – ООН, ШОС, СНГ.

Эксперты уверены, что Центральная Азия, безусловно, продолжит играть важную роль в качестве транзитного региона в контексте трансевразийских коридоров, связывающих Китай с Европой. По их мнению, отправной точкой реализации этих целей для правительств стран Центральной Азии является снижение торговых и транзитных барьеров за счёт более тесной координациии.

В настоящее время Ташкент задействован в актуализации следующих транспортных маршрутов:

1) Новый мультимодальный транспортный коридор Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а также реализация проекта строительства железной дороги по данному маршруту.

Правительство РУ считает, что реализация этого проекта позволит создать новый международный транспортный коридор для перевозки грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона и Китая в Кыргызстан и через Узбекистан в европейские страны. В то же время сроки доставки грузов резко сокращаются и служат дальнейшему увеличению транзитного потенциала Узбекистана.

2) Развитие коридора Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман – Индия, созданный в соответствии с Ашхабадским соглашением и являющийся к настоящему времени самым коротким маршрутом для выхода к портам Индийского океана и Персидского залива.

Вместе с тем, уровень участия Ташкента в отношении трансафганской железной дороги, особенно сотрудничество с Афганистаном и Пакистаном, указывает на повышенный интерес и высокие инвестиции из Ташкента.

3) Создание новых транспортных коридоров, соединяющих железнодорожные системы Центральной и Южной Азии.

В этой связи отмечаются достигнутые договорённости заинтересованных стран по строительству железной дороги Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар, которая не только наикратчайшим путём свяжет перспективные рынки стран Центральной и Южной Азии, но и станет мощной платформой по стимулированию роста национальных экономик, региональной и межрегиональной торговли. Проект также способен содействовать восстановлению экономики Афганистана и вовлечению его в региональные торгово-экономические связи.

Поддержку в реализации данного проекта выразили Россия, Китай, США и ряд международных организаций, в частности, Всемирный банк, АБР, ЕБРР, ЕИБ, ИБР и АБИИ.

Однако, по экспертным замечаниям, для полноценной реализации проекта, вместе с решением афганского конфликта, необходимо преодолеть и индо-пакистанский конфликт.

Согласно утверждениям экспертов, основные транспортные коридоры, по которым Узбекистаном осуществляются внешнеторговые грузоперевозки, используются недостаточно эффективно, что требует развития инфраструктуры. Наряду с этим, необходимо продолжать работу над повышением качества услуг, предоставляемых транспортными и логистическими компаниями.

Прочтите также

Материалы автора: Bakhrom Tairkhojaev

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика