
Страны Центральной Азии входят в число лидеров по количеству студентов, обучающихся в России. Таджикистан находится на восходящем тренде исходящей академической мобильности. Можно выделить ключевые факторы привлекательности Республики Таджикистан как импортера российского образования.
Во-первых, население Таджикистана составляет 8,7 млн человек. В соответствии со шкалой ООН население Таджикистана считается молодым (менее 4 % населения в возрасте 65 лет и старше). Для сравнения в России насчитывается ощутимо больше жителей в возрасте старше 65 лет – 14,2%. Согласно прогнозу «Population Reference Bureau», преимущественно исламские страны продолжат свой популяционный рост: прогноз роста населения Таджикистана – 79%. Высокая доля молодежи и ожидаемый демографический рост позволяют сделать вывод о том, что они останутся перспективным рынком образовательных услуг.
Важным фактором, по мнению ряда экспертов, подталкивающим население к миграции, является и сравнительно низкий уровень занятости населения: 42% в Таджикистане. Россия считается наиболее желаемой страной для трудовой миграции: так утверждают 37 % респондентов из Таджикистана. Согласно этому же исследованию, у 49 % населения Таджикистана в России есть родственники, с которыми поддерживаются постоянные связи.
В-третьих, развитый уровень межгосударственных отношений. Как неоднократно отмечал Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, Таджикистан и Россия – стратегические партнеры, отношения между которыми складываются «на основе союзнических обязательств и равноправных отношений». Между Таджикистаном и Россией подписано более 230 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Развитый уровень межгосударственных и межрегиональных отношений, в т.ч. в сфере образования безусловно облегчает возможность получения высшего образования в России для таджикистанцев.
В-четвертых, активно действуют организации по поддержке русского языка и культуры, продвижению российского образования: Посольство Российской Федерации, Представительство Россотрудничества в Республике Таджикистан. Российский центр науки и культуры (РЦНК) в Душанбе (с 2011 г.), РЦНК в г. Ходженте (с 2017 г.).
Важную роль играют информационно-аналитическое сопровождение, экспертное и организационное содействие от Представительства Россотрудничества в Таджикистане российским вузам в установлении контактов с профильными организациями, образовательными учреждениями, продвижения образовательных программ вуза. В Таджикистане ежегодно проводятся многочисленные мероприятия по презентации образовательных программ российских вузов, на базе партнерских школ и вузов. При поддержке Министерства образования Республики Таджикистан и Представительства Россотрудничества в Таджикистане, Центра международных программ при Министерстве образования Таджикистана «Дурахшандагон», на ежегодной основе проводится образовательная выставка-ярмарка «Российское образование».
В-пятых, согласно Интеграционному барометру ЕАБР 78 % граждан Таджикистана оценивали Россию как дружественную страну.
В-шестых, к положительным моментам, несомненно, можно отнести и тот факт, что 59 % жителей Таджикистана высоко оценивают качество российского образования. По данным Интеграционного барометра ЕАБР (2017), российское образование привлекательно для жителей Таджикистана.
В-седьмых, одним из ключевых факторов получения образования в России является знание русского языка. Оценки владения русским языком в Таджикистане существенно отличаются: от 33 % до 68,5 %. Есть тенденция к сокращению процента населения, активно владеющих русским языком (12 %). Такая невысокая доля может быть объяснена сокращением числа обучающихся на русском языке в Таджикистане с 1990-х гг. со 120 до 47 тыс. человек (на 61 %). Однако крайне интересен тот факт, что по сравнению с советскими временами сократилось число жителей стран Средней Азии, совсем не владеющих русским языком. При этом значимость русского языка лишь частично определяется долей русского сегмента в национальном составе населения, поскольку, несмотря на переселение российских соотечественников-этнических русских в РФ, сохраняется высокая популярность русскоязычных СМИ. Тем не менее, на государственном уровне крайне важна поддержка русского языка, русский язык закреплен в Конституции Республики Таджикистан (ст.2) как «язык межнационального общения».
В-восьмых, привлекательность российского образования связана с равным доступом и возможностью для таджикистанцев поступать в вузы России на бюджетную форму обучения. Поскольку официальная среднемесячная номинальная заработная плата в Таджикистане (123 долл. США) была ниже среднероссийской (549 долл. США), то возможность обучения по контракту для таджикистанцев мала. Поэтому при продвижении российского образования необходимо ориентироваться на квоты РФ и бюджетные места.
Таким образом, комплекс проанализированных факторов позволяет сделать вывод о потенциале укрепления позиций российских университетов на образовательном рынке Республики Таджикистан в ближайшей перспективе. Этому способствуют благоприятное развитие российско-таджикских двусторонних отношений, демографическая ситуация Республики Таджикистан, сравнительно высокий уровень владения русским языком, широкие возможности для получения бесплатного образования в России, а также то, что Российская Федерация в последние годы является лидирующим направлением образовательной миграции для таджикистанцев.