Рост экономики Таджикистана за счет инвестиций

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Таджикистана приобрело в настоящее время особое значение, так как уровень внутреннего накопления капитала не соответствует потребностям в инвестиционных ресурсах, необходимых для оздоровления страны. Формирование благоприятного инвестиционного климата в стране обусловливает необходимость кардинальных преобразований в инвестиционной политике, проводимой государством.

Одним из факторов значительного экономического роста в Таджикистане является резкое увеличение инвестиций в основной капитал. В настоящее время анализ структуры  капиталовложений по видам собственности говорит о том, что инвестиции в основной капитал происходят в основном со стороны государства. При этом, учитывая незначительность величины внутренних частных инвестиций, последние пока не становятся реальным фактором роста экономики. В настоящее время одним из источников государственных инвестиций является внешняя помощь, предоставляемая Таджикистану.

Роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ), как и любых инвестиций состоит в том что они являются драйверами для ускорения процесса модернизации производства, совершенствования методов управления повышения квалификации работающих и качества жизни населения любой страны.

Значимость роли государственных инвестиций для экономического роста Таджикистана является очень высокой. При этом необходимо отметить, что данный источник начинает сокращаться, что предполагает необходимость в рассмотрении альтернативных источников экономического роста.

Приоритетными секторами для вложения инвестиций в стране являются:

  • образование
  • здравоохранение
  • энергетика
  • телекоммуникации
  • инфраструктура
  • сельское хозяйство.

К промышленному производству предъявляются особые экологические требования. В Таджикистане применяются международные стандарты качества и процедура контроля качества (ISO 9000 b 14000), а также современная нормативно – техническая документация (ГОСТы).

Нормативно–правовые и законодательные акты, касающиеся иностранных инвестиций в Таджикистане:

  • Закон Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях»;
  • Закон Республики Таджикистан «О правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан»;
  • Закон Республики Таджикистан «О внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан»,

а также другие постановления правительства Республики Таджикистан и решения Маджлиси Оли Таджикистана В настоящий момент правительством страны для стимулирования роста поступлений иностранных инвестиций в экономику разработан ряд экономических мер, одной из которых является создание на территории Таджикистана так называемых «Свободных экономических Зон» (СЭЗ).

Согласно Статьи 14 Закона о «СЭЗ РТ» − юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории свободной экономической зоны, в соответствии с налоговым законодательством Таджикистана частично или полностью освобождаются от налогов на период их деятельности в свободной экономической зоне.

На прибыль и доходы субъектов свободной экономической зоны, полученные в процессе деятельности, и направленные в производственную сферу других регионов, сохраняются льготы по налогообложению, предусмотренные законодательством страны. В настоящий момент на территории РТ создаются две СЭЗ:

  • Свободная экономическая зона «Панч»;
  • Свободная экономическаязона «Сугд».

Программа среднесрочного развития Таджикистана на 2016-2020 годы определяет цели, приоритеты, задачи и направления действий для перехода на модель нового качественного экономического роста, основу которой составляют эффективные институциональные механизмы, позволяющие привлекать больше инвестиций в реальный сектор экономики и инфраструктуру; стимулировать конкуренцию и приобретениеновых знаний; расширять производство товаров и услуг, ориентированных на экспорт и обеспечивающих импортозамещение; целенаправленно снижать зависимость страны отденежных переводов трудовых мигрантов, содействовать расширению продуктивной занятости населения.

Механизм «одного окна» в режиме «зеленого коридора»

Привлечение иностранных и отечественных инвестиций является одним из основных приоритетов в экономической политике государства. Большинство задач по повышению инвестиционный привлекательности в программах развития Таджикистана раскрывают и конкретизируют первоочередные действия, которые необходимы для их решения . Опыт стран, добившихся наибольших успехов в привлечении инвесторов, показывает, что намеченные меры, приведут к притоку инвестиций, если будет создана эффективная система сопровождения и поддержки инвестиционных проектов. Она должна обеспечивать инвесторам режим «зеленого коридора» на всех стадиях подготовки и реализации проектов и облегчать их взаимодействие с государством через механизмы «одного окна».

Основными приоритетами для роста ПИИ в Таджикистане являются:

  • создание условий для мобилизации инвестиционных ресурсов и повышения эффективности инвестиционных проектов;
  • повышение уровня привлекательности экономики для инвесторов и улучшение позиций страны в рейтинге «Ведение бизнеса»;
  • организация ежегодного мониторинга инвестиционного климата;
  • развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности и улучшение инвестиционной привлекательности в сфере недропользования;
  • использование новых инвестиционных возможностей в цепочке добавленной стоимости агробизнеса в стране;
  • совершенствование правовой базы поддержки и развития предпринимательства, созданий условий для выхода субъектов предпринимательства на международные рынки товаров, работ, услуг.

Таким образом, для повышения инвестиционной привлекательности Президенту и правительству страны стоит произвести определленого рода ребрендинг своей экономики через совершенствование имеющейся правовой базы по росту прямых инвестиций и улучшение инфраструктуры инвестиционной деятельности в сфере недропользования и дальнейшего развития сельского хозяйства, вести ежегодный мониторинг инвестиционного климата с целью его улучшения путем ввода дополнительных льгот и стимулов иностранным инвесторам, создать эффективную систему сопровождения и поддержки инвестиционных проектов, и наконец, организовать совместные предприятия, обеспечив их работу в режиме «зеленого коридора» и «одного окна».

Прочтите также

Материалы автора: Sherzod Abdulkhasanov

Таджикский журналист-обозреватель. Специализирующийся на освещении событий, происходящих в политике и общественной жизни Таджикистана. e-mail: Abdulkhasanov@polit-asia.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
ru_RU
en_US ru_RU