Следует ли ждать пролонгации договора СНВ-3

В феврале 2021 года истекает срок действия договора по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ – 3, подписанного в апреле 2010 года.

После выхода США из договора о РСМД (об уничтожении ракет средней и меньшей дальности) в августе 2019 года, а также упразднения договора о ПРО в 2002 году, соглашение СНВ – 3 является одним из последних документов (без учета ДНЯО), регулирующих стратегическое ядерное вооружение в мире.

Согласно делающимся заявлениям со стороны США, договор СНВ -3 выполнен в полном объеме.

По договору СНВ-3 на вооружении США и РФ должны остаться: 700 ед. для развернутых межконтинентальных баллистических ракет, развернутых баллистических ракет подводных лодок (морского базирования), развернутых тяжелых бомбардировщиков; 1550 ед. боезарядов на развернутых МБР и БРПЛ, а также для тяжелых бомбардировщиков; 800 ед. для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ.

В связи с этим, а также с учетом наращивания ядерного вооружения со стороны КНР и других стран, обладающих ядерным потенциалом, в Вашингтоне уверены, что пролонгировать на последующие пять лет договор СНВ-3 не имеет смысла.

Несмотря на выраженную позицию, основным виновником отсутствия перспективы пролонгации СНВ-3 в США считают Россию.

Предметом подобных высказываний являются новые разработки высокоточного оружия Москвы – гиперзвуковая маневрирующая боеголовка «Авангард» и гиперзвуковые ракеты класса «Кинжал», способные нести ядерные боезаряды.

В Вашингтоне считают российские разработки прямой угрозой имеющимся на вооружении системам ПРО США.

В свою очередь в России уверены, что на создание новых видов наступательного вооружения их подтолкнули именно Соединенные Штаты, так как не выполняют и не соблюдают договоренностей по другим двусторонним соглашениям, в том числе в рамках действующего договора СНВ -3. А именно — размещение систем ПРО, в том числе ракет с наступательным потенциалом в странах восточной Европы в непосредственной близости государственных границ РФ.

Однако, учитывая имеющиеся разногласия и взаимные обвинения, в Кремль готов начинать переговоры по пролонгации договора СНВ-3, когда в США предпочитают по данному вопросу сохранять молчание.

Молчание со стороны США в переговорном процессе обусловлено следующим:

— в США активизирована подготовка к президентским выборам 2020 года;

— представители республиканской партии США, изначально выступали против подписания и ратификации договора СНВ-3, а учитывая имеющиеся большинство в сенате и администрации Дональда Трампа указанный договор не представляет для них существенного интереса по политическим мотивам;

— наиболее авторитетные представители политического истеблишмента Соединенных Штатов считают, что договор СНВ — 3 был изначально выгоден только России — под воздействием данного договора, Вашингтон сократил наступательное ядерное вооружение, тем самым уровняли силы с потенциальным противником;

— власти США уверены, что договор СНВ-3 практически утратил свою силу в марте 2014 года, так как после присоединения полуострова Крым к РФ, российские власти существенно ограничили доступ представителям американских комиссий к объектам ядерных сил и базам хранения;

— в США в настоящее время, основываясь на принятых программах по перевооружению, включая ядерную доктрину Пентагона, приступили к модернизации собственной ядерной триады (усовершенствование стоящих, но вооружении боеголовок, средств доставки, возвращение на боевое дежурство крылатых ракет морского базирования, увеличение количества ядерных боеголовок малой мощности), чему может препятствовать пролонгация договора СНВ-3;

— проходит постепенная реализация программ по созданию глобальной системы ПРО, по развертыванию ракетных систем наступательного характера в Европе и других странах НАТО;

— проводится разработка высокоточного оружия пониженной мощности.

Вместе с тем, несмотря на посылы выйти из договора СНВ-3, в США четко осознают, что они ставят под угрозу действующий договор о нераспространении ядерного оружия, упразднение которого позволит другим государствам, не входящим в ДНЯО, его получить.

 Данный факт является крайне неприемлемым для Вашингтона, в связи с чем, будут вынуждены сесть за стол переговоров с Россией и обсуждать возможности пролонгации действующего договора, либо о создании нового.

В этом направлении в США нацелены искать возможность заставить Китай присоединиться к новому договору. Такой ход, позволит официальному Вашингтону не только поставить ограничение КНР на развитие китайских ядерных сил, но и получить доступ к ядерным объектам КНР.

Следует отметить, что власти Китая по данному поводу уже дали официальный отказ США. Однако, не исключили варианта участия в коллективном договоре стран, обладающих ядерным оружием.

Выражая солидарность КНР, в РФ также нацелены настаивать на включении в договор не только КНР, но и все государства, обладающие ядерным оружием, (входящие в состав ДНЯО), включая государства НАТО. В противном случае, официальная Москва будет отстаивать прежний двусторонний формат.

Наличие в числе подписантов нового договора европейских государств – членов НАТО, крайне невыгодно официальному Вашингтону, так как в договоре СНВ-3 идет речь о сокращении наступательного стратегического ядерного вооружения только на территории США и РФ. Вопрос размещения ядерных сил на территории других государств, не регламентируется.

В этой связи в случае вхождения стран НАТО в число подписантов договора, США будут вынуждены заметно сократить свое ядерное присутствие в Европе.

Таким образом, вероятность подписания пролонгации договора СНВ-3 в положенные сроки маловероятна. Отсутствие консенсуса по данному вопросу обусловлена существующим дисбалансом в составе политических элит США, подготовкой к президентским выборам 2020 года, а также желанием действующего высшего руководства страны расширить грани указанного договора, привлекая к обязательствам КНР.

В свою очередь, в США осознают, что договор СНВ -3 является одним из последних международных соглашений, регулирующих ядерные силы потенциальных противников. В США также понимают, что выходом из СНВ-3, могут спровоцировать развал ДНЯО и выход многих стран в одностороннем порядке из других регламентирующих соглашений в рамках международных организаций, что в свою очередь даст им свободно и не контролируемо заниматься над разработками собственного ядерного оружия.

Поэтому, переговорный процесс, несмотря на длительность во времени по данному вопросу будет проводится. В итоге, вероятнее всего, с учетом получения каждым желаемых преференций в ходе «торгов», договор – аналог СНВ-2 все же будет подписан и станет в последующие годы основным регулятором сил ядерного сдерживания на мировой арене. 

Прочтите также

Материалы автора: Vasiliy Sannikov

Казахстанский журналист-обозреватель. Специализирующаяся на освещении событий, происходящих в политике и общественной жизни Казахстана и Кыргызстана. e-mail: Sannikov@polit-asia.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика