США не оставят Центральную Азию без присмотра

В последнее время появилось огромное количество публикаций о том, что руководство США активно ведёт переговоры с некоторыми странами Центральной Азии о возможности размещения американских войск.

Проведем небольшой исторический экскурс. США уже имеет опыт использования военных баз на территории Центральной Азии. С началом американской интервенции в Афганистан в октябре 2001 года, Вашингтон создал две авиабазы в Центральной Азии. Одна из них Карши-Ханабад находилась в Узбекистане, а другая – в международном аэропорту «Манас» в Киргизии, недалеко от Бишкека. Эти две базы являлись промежуточным звеном для США и их партнеров по НАТО при переброске вооружения и личного состава на территорию Афганистана.

Однако сохранить доступ к этим авиабазам не удалось. В 2005 году американские войска были вынуждены покинуть Узбекистан. Причина: администрация Джорджа Буша младшего осудила официальное узбекское правительство за подавление протестов в Андижане в 2005 году, и выступило на стороне бунтующих масс. Присутствие США в Манасе оказалось более устойчивым. Однако в 2014 году власти Киргизии также отказали США в продлении договора аренды военной базы. Потерпели фиаско в этом вопросе и союзники по НАТО. В этом же году Германия вывела свои подразделения с авиабазы в Термезе, на юге Узбекистана, база использовалась для пополнения запасов и поддержки немецких войск, действующих в северных районах Афганистана. Годом ранее Франция вывела свой небольшой авиационный отряд, базировавшийся в районе Душанбе, Таджикистан.

Несмотря на неудачи американского и натовского руководства, и первые, и вторые все также заинтересованы в восстановлении своего военного присутствия в регионе. Причин тому много, и они лишь отчасти связаны с угрозой распространения транснационального терроризма. США и его партнеры обеспокоены тем, какими темпами набирает силу Китай, как возрождает свою военную мощь Россия, а также Иран. Поэтому с географической точки зрения регион имеет для Вашингтона важное значение.

Учитывая решение президента Байдена поставить точку в американской военной операции в Афганистане, Вашингтону неплохо было бы разработать стратегию дальнейшего использования Центральной Азии в интересах США, в один голос утверждают все американские военные эксперты. По их мнению, интересы США в регионе не должно ограничиваться исключительно вопросом восстановления своего военного присутствия, необходимо выйти за эти рамки и уделить внимание развитию более тесных дипломатических и экономических связей с центральноазиатскими республиками.

Администрация Трампа действительно активизировала взаимодействие с регионом: вспомним неоднократные визиты в республики главы Госдепартамента Майкла Помпео, организацию площадки для взаимодействия США и Центральной Азии «С5+1» и тд. И все же, сказать с уверенностью, что страны Центральной Азии будут приветствовать военное присутствие США в регионе, нельзя. Да и, собственно, разве существует в этом такая необходимость.

Изначально, решение разместить американские базы на своей территории принимались правительствами молодых республик в довольно тяжёлый, с исторических точки зрения, момент. Развал Советского союза очень сильно ударил по обороноспособности всех стран региона, некоторых из них поглотили внутренние междоусобицы, как, например, Таджикистан. В настоящее время ситуация обстоит совершенно иным образом.

Возрос потенциал вооруженных сил молодых республик, в особенности это заметно по Казахстану и Узбекистану, крепнут межгосударственные военно-политические союзы между странами Центральной Азии и соседними государствами, прежде всего с такими крупными региональными и мировыми игроками как Китай и Россия. Поэтому нужда в непосредственном присутствии на территории республик военного контингента НАТО постепенно отпала сама собой. Тем более, местное руководство прекрасно отдает себе отчет в том, что за 20 лет военной кампании США и НАТО в Афганистане внутренняя ситуация в арабской республике не изменилась, только ухудшилась. Поэтому, предположения части центральноазиатской политической элиты об использовании территории республик, чтобы насолить Китаю и России, становится все реалистичней.

Аналитик исследовательского центра «Фонд наследия» (The Heritage Foundation) Люк Коффи отмечает, что

«Если Вашингтон всерьез намерен восстановить свое военное присутствие в Центральной Азии, он должен сначала наладить свои отношения с Турцией и с Азербайджаном».

Действительно. Для США существует только три способа транзита по суше или по воздуху между Европой и Азией: Через Иран, Россию или Азербайджан (или в воздушном пространстве над ними). Поскольку отношения между Западом и Москвой, как и Тегераном испорчены, остаётся только один жизнеспособный маршрут: через Азербайджан. Этот небольшой транзитный коридор, шириной всего 100 км, известен как «Гянджинский разрыв». Американские военные хорошо знают Гянджинский разрыв. Он активно использовался американскими войсками для снабжения войск в Афганистане топливом и необходимым продовольствием.

Таким образом, в доступе у Вашингтона в настоящее время остается очень маленький и узкий коридор от Турции через Грузию и Азербайджан. Здесь кроется проблема: американо-турецкие отношения, которые в последнее время находятся на грани разрыва, а недавнее признание президентом Джо Байденом геноцида армян только усугубило ситуацию. Поэтому, если Вашингтон всерьез намерен восстановить свое военное присутствие в Центральной Азии, прежде всего, по мнению Люка Коффи, он должен сначала наладить свои отношения с Турцией и, соответственно, с Азербайджаном. Будем наблюдать за тем, в каком ключе будут развиваться взаимоотношения Вашингтона и Анкары.

Прочтите также

Материалы автора: Porso Nuriddinov

Таджикский журналист-обозреватель. Специализирующийся на освещении событий, происходящих в политике и общественной жизни Таджикистана, Афганистана и Китая, вопросов национальной безопасности, терроризма и кибертерроризма. e-mail: Nuriddinov@polit-asia.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
ru_RU