США стоит внимательней отнестись к Центральной Азии

Новым президентом США стал Джо Байден – факт, с которым нам придётся мириться как минимум до 2024 года. Невольно начинаешь сопереживать Трампу: демократы все четыре года не давали ему спокойствия, а теперь еще и политологи, которые уверяли о переизбрании на второй срок, подвели со своими прогнозами.

Президентов, занимавших Белый Дом в течение одного срока, можно по пальцам пересчитать (Кеннеди только вычеркнем из этого списка – тут не в избирателях дело, как вы помните), все стремятся задержаться во главе страны минимум на два срока. Но факт остается фактом, и как бы красиво Мелания не украшала холлы и парадные залы Белого Дома к Рождеству, Трампу все же придётся освободить Овальный кабинет.

Процесс передачи власти новому президенту инициирован, официально Байден станет законным хозяином Белого дома 20 января следующего года. Тем временем представители американского истеблишмента ведут активные дискуссии о том, как следует новой администрации изменить подход к ряду ключевых вопросов внутреннего и внешнеполитического курса США и на что нужно обратить особое внимание. Одним из таких вопросов стал пересмотр взаимоотношений Соединенных Штатов со странами Центральной Азии.

Чем вызван такой интерес

Прежде всего абсолютно безграничными возможностями в продвижении в регионе демократии, конечно же ее американского варианта. Центральная Азия значительно отличается от региона, существовавшего в начале 1990-х годов. И все же политическая система в большинстве стран еще довольно шаткая, возьмем хотя бы Киргизию. Республики еще находятся в стадии становления назовем её «полноценной демократии», и США, как «мировой гарант демократии в мире, непременно должны помочь им в этом». (Как же без них.)

Это заметно по деятельности двух последних администрации США, которые явно расширили свою деятельность в Центральной Азии, выйдя за традиционные рамки внешнеполитического курса в регионе с упором на сферу обороны, антитеррористические инициативы, а также на демократию и права человека.

Администрация Обамы учредила инициативу С5+1, в рамках которой было налажено сотрудничество с пятью центральноазиатскими государствами по вопросам конкурентоспособности бизнеса, развития транспортных коридоров, энергетической и энергетической инфраструктуры, а также планирования экологических рисков. Кроме того, госсекретарь Обамы Джон Керри совершил успешную поездку в регион в 2015 году. При администрации Трампа Государственный секретарь Майк Помпео совершил последнюю поездку в Центральную Азию в январе этого года, а Министр торговли Уилбур Росс посетил конференции в регионе в 2019 году.

Во-вторых, это возможность США поставить подножку своим политическим оппонентам – Китаю и России. Прикрываясь тем, что Соединенные Штаты никогда не собираются вытеснять Россию и Китай из региона, администрация Белого Дома делает абсолютно противоположное. В ход идет дискредитация политических и экономически х инициатив, которые КНР и Россия продвигают в регионе.

В случае России, по мнению обозревателей американского издания The Hill, ее вклад в регион незначителен. С момента распада Советского Союза Россия инвестировала в регион всего около 20 миллиардов долларов США. Если Центральная Азия хочет стать модернизированным, процветающим, экономически разнообразным демократическим государством, то Россия предлагает очень мало.

Что касается Китая, то его экономическое и политическое влияние в регионе очень сильно изменилось. Только в 2018 году китайские прямые инвестиции в пяти центральноазиатских странах составили почти 15 миллиардов долларов. В значительной степени это связано с продвижением инициативы Пекина «Пояс, Путь». В этом случае, США продолжает подогревать общественность стран региона, тем, что экономическая активность Китая предлагает не более чем неоколониальные отношения и сулит региону полное экономическое подчинение КНР.

Практические советы Байдену

По мнению американских политических обозревателей и экспертов того же The Hill, Центральную Азию ни в коем случае не стоит исключать из основных направлений внешней плотики США. Более того, Байден должен быть готов к проведению видеоконференции с пятью главами центральноазиатских государств в первые три месяца своего пребывания в должности. Это явно будет воспринято как намек на то, что регион крайне интересен для Америки.

Кроме того, администрация Байдена стоит запланировать визит высокопоставленной делегации в течение первых шести месяцев во все центральноазиатские страны в составе Государственного секретаря, Министра обороны, а также высокопоставленных руководителей других агентств, таких как USAID или EXIM Bank.

Президент Байден должен быть готов принять лидеров всех стран в кулуарах следующей Генеральной Ассамблеи ООН. Новая администрация Байдена должна также установить, по крайней мере, один или несколько прямых рейсов в регион, способствовать укреплению партнерства в сфере высшего образования в регионе и пересмотреть ситуацию со студенческими визами.

По мере того, как Китай и Россия расширяет свои центральноазиатские программы и с каждым годом инвестируют все больше денег в регион, крайне важно, чтобы Соединенные Штаты уделяли больше внимания Центральной Азии – и, потенциально, служили в качестве выгодной альтернативы и какой-то мере преграды от России и Китая.

Прочтите также

Материалы автора: Porso Nuriddinov

Таджикский журналист-обозреватель. Специализирующийся на освещении событий, происходящих в политике и общественной жизни Таджикистана, Афганистана и Китая, вопросов национальной безопасности, терроризма и кибертерроризма. e-mail: Nuriddinov@polit-asia.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
ru_RU