
(на правах рекламы)
Россия и Казахстан на сегодняшний день являются одними из самых тесных партнеров во многих сферах, в том числе и в той, что представлена торгово-экономическими отношениями. Стратегическое взаимодействие между двумя странами демонстрирует динамичное развитие, выраженное в объективных показателях. А подтверждением взаимной заинтересованности в дальнейшем сближении можно в полной мере считать утвержденный в конце прошлого года План совместных действий на ближайшие три года: президенты определили здесь первостепенные задачи для обоюдной перспективной работы.
По отношению к Казахстану Россия сегодня занимает лидирующую позицию относительно базовых торговых партнеров. Ее доля во внешнеторговом обороте превышает 20,5%. Между тем, РК находится сейчас в этом плане на 11-м месте по отношению к РФ, при этом республика занимает вторую строчку в рейтинге стран СНГ по объему взаимной торговли с Россией.
В соответствии с данными Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, за прошлый год товарооборот между странами приблизился к уровню 17,5 млрд. долларов, что оказалось на 7% выше значения предыдущего периода. При этом рост экспорта из РК отказался более значительным, нежели рост импорта РК. В первом случае положительная динамика составила 11%, что позволило экспорту достигнуть отметки 5,1 млрд. долларов. Импорт из РФ поднялся лишь на 5,6% и достиг 12,3 млрд. долларов.
По оценке экспертов, на столь стремительное движение вверх показателей экспорта оказало влияние увеличение поставок нескольких категорий товаров. В числе таковых были выделены руды и медные концентраты, плоский горячекатаный прокат из нелегированной стали, природный газ, выполненные из черных металлов трубы, трубки и бесшовные профили, сера, подшипники, цинковые концентраты. При этом основной акцент в экспорте был сделан на плоский горячекатаный прокат из нелегированной стали, руды и концентраты железные, оксиды и гидроксиды алюминия, руды и концентраты меди, плоский плакированный прокат из нелегированной стали, каменный уголь, природный газ, отходы и лом черных металлов, руды и концентраты цинка, уран. И если доля первой категории товаров составила 9,7% на сумму 448,3 млн. долларов, то для последней представленной позиции значения соответствуют 3,3% и 151,9 млн. долларов.
Динамика импорта произошла в свете увеличения ввоза полуфабрикатов из нелегированной стали, грузовых железнодорожных и трамвайных вагонов, летательных аппаратов, труб, трубок и бесшовных профилей из черных металлов, каменного угля, необработанного алюминия, кокса и нефтяного битума. Например, по первой категории товаров произошло увеличение сразу в три раза до 140,5 млн. долларов. На сегодняшний день в качестве базовых предложений для импорта из РФ эксперты выделяют нефтепродукты, легковые автомобили, полукокс и кокс, природный газ, грузовые вагоны, изделия из черных металлов в виде бесшовных профилей, трубок и труб, шины, различные профили из нелегированной стали. Кроме того, через сборный груз из России в Казахстан и другими каналами активно ввозятся продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, текстиль и обувь.
Для определения экспортного потенциала Казахстана был проведен анализ, результаты которого указали на то, что на данный момент в числе наиболее перспективных выделено свыше трех десятков товарных позиций по четырем направлениям. В качестве последних выступают химическая промышленность; машины, оборудование, приборы и аппараты; продукты животного происхождения, готовые продовольственные товары; металлы и продукция из них.
Объем экспортно-импортных грузов между двумя странами в разрезе железнодорожных сообщений составил по итогам прошлого года свыше 56 021 тонны. При этом из России было отправлено более 11 288 тонн, а из Казахстана – немногим более 44 732 тонн. По всем показателям была отмечена хотя и не слишком значительная, но все же отрицательная динамика. Одновременно с этим стали более активными автомобильные перевозки. Объем экспортно-импортных грузов вырос здесь с 4,89 млн. тонн до 6,55 млн. тонн.
Преимущественно положительную динамику обеспечил экспорт, на который пришлось 5,29 млн. тонн. По железнодорожным каналам увеличение показателей произошло за счет таких товаров, как цветная руда, химикаты и сода, уголь, зерно, химические и минеральные удобрения, цветные металлы, цветная руда. Снижение же экспортно-импортных объемов идет преимущественно по строительным грузам, железной руде, черным металлам, нефтепродуктам, лому черных металлов.