
В последнее время традиционно закрытый Туркменистан активизировал усилия по расширению энергетического и другого сотрудничества с внешним миром. О том, как оно будет развиваться, читайте в материале «Polit-Asia.kz».
Интересы Туркменистана
Конкуренция между ключевыми игроками, такими, как Россия, Китай и США, также вступила в активную фазу. Соперничество главных центров силы непосредственно связано с получением доступа к туркменским углеводородам и транспортным маршрутам.
Одним из последствий открытия Ашхабада стало возрождение интереса к реализации Транскаспийского газопровода для доставки туркменского голубого топлива в Европу.
На трехстороннем саммите между Турцией, Туркменистаном и Азербайджаном стороны договорились о сотрудничестве по развитию необходимой инфраструктуры с ориентировочной стоимостью 5 млрд долларов, предполагаемой протяженностью 300 км и годовой мощностью 30 млрд куб. м.
Газопровод пройдет от Туркменбаши до Баку по дну Каспийского моря и соединится с Южным газовым коридором (ЮГК), что позволит беспрепятственно доставлять энергоресурсы на европейский рынок.
Вопрос реализации Транскаспийского газового маршрута поднимался на протяжении многих лет, однако был отложен из-за различных проблем.
Тем не менее, его строительство сыграет важную роль в обеспечении энергетического баланса в регионе. Не случайно министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу и помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу в последние месяцы выражают оптимизм в отношении перспектив поставок туркменского газа в Европу.
К слову, на конференции в ОАЭ официальные лица Туркменистана подтвердили намерение реализовать проект. На седьмой министерской встрече председатель государственного концерна «Туркменгаз» Батыр Аманов подчеркнул важность диверсификации поставок. По его мнению, углубление сотрудничества также будет иметь решающее значение для укрепления энергетической безопасности Турции и Азербайджана.
Правовая основа
Конвенция об определении правового статуса Каспийского моря, подписанная 12 августа 2018 года на пятом саммите прикаспийских государств в Казахстане, допускает строительство подводных газопроводов по взаимному согласию государств, через воды которых пройдет маршрут.
Таким образом Туркменистан и Азербайджан могут самостоятельно реализовать инициативу без участия третьих стран. Подписание меморандума о взаимопонимании между Ашхабадом и Баку по совместной разведке, разработке и эксплуатации углеводородов на месторождении Достлук увеличило шансы на реализацию проекта.
Европейский Союз, в свою очередь, на протяжении многих лет продвигал идею создания энергетической инфраструктуры, как последней части Южного газового коридора. Важно отметить, что газопровод пройдет в обход России, что подчеркивает его стратегическую важность для Брюсселя.
В то же время, стремление ЕС расширить энергетическое сотрудничество с Центральной Азией сталкивается с серьезными препятствиями. Европа не желает заключать долгосрочные контракты, поскольку планирует полностью прекратить использование газа через 10-15 лет.
Еще одним важным вопросом остается финансирование. На протяжении более 20 лет инвесторы найдены не были, однако с переходом инициативы в практическую плоскость американская компания Trans Caspian Resources выразила готовность выступить главным инвестором.
Поскольку ожидания потенциальных транзитных сборов, которые могут быть получены в результате реализации Транскаспийского газового маршрута, высоки, Баку, Тбилиси и Анкара активно работают над его реализацией. Дополнительным стимулом являются планы Турции создать газовый хаб, откуда энергоресурсы будут доставляться на европейские рынки и в больших объемах. Туркменистан в данном контексте играет одну из ключевых ролей.
Позиция других прикаспийских стран
До настоящего момента маршруты поставок центральноазиатских энергоресурсов на внешние рынки остаются под контролем Москвы, поэтому усилия ЕС и других стран-участниц по реализации Транскаспийского газопровода были раскритикованы министром иностранных дел РФ С. Лавровым. Главный посыл российской стороны – необходимость решения вопроса только странами региона (без участия внерегиональных государств и организаций).
Иран также выступает против реализации проекта. Основной причиной названа экология. В качестве альтернативы Тегеран предлагает Ашхабаду использовать иранскую инфраструктуру, однако, не упоминая о том, что имеющиеся трубопроводы не способны пропускать большие объемы газа.
В целом Ашхабад рассматривает проект в качестве исключительного шанса для развития отечественной энергетики. Однако, с учетом того, что доставка туркменского газа на европейские рынки является капиталоемким делом и требует базы постоянных покупателей, некоторые эксперты выражают сомнение в экономической жизнеспособности проекта из-за отсутствия необходимой инфраструктуры и сложностей с привлечением инвестиций.