Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историческое наследие и межкультурное партнёрство

Текущие интеграционные и геополитические процессы на постсоветском пространстве, как и их социально-политическое содержание, связаны с глубинными трансформационными процессами обществ, политической культуры и национальных политических систем. При этом точкой преломления конкурентных сил зачастую выступает общее прошлое и государственная историография. Однако культура, история и тесно связанное с ними образование, включая социализацию и ее политическое содержание, формируют гуманитарное измерение любой интеграции, кооперации, одновременно выступая сферами государственной безопасности.

Исключением в данном случае не стали и страны Центральной Азии, где вопросы развития историографии дополняются развитыми традиционными социальными институтами, межкультурным и межнациональным партнерством. Однако именно общее историческое развитие зачастую выносится за «скобками» интеграционной политики, так и оставаясь предметом дискуссий, а внутриполитическая сфера заполняется различными социально-политическими объединениями и неправительственными организациями, поляризующими общество через дочерние проекты.

В частности, уже заметны последствия подобных партнёрств косвенно затрагивающих саму основу культур и общего исторического пути в области медицины – продвигающих политическую самоидентификацию различных меньшинств, развития информированности – обеспечивающих как национализацию, так и продвигающих «радикальные свободы». При этом все эти «многопрофильные» организации также активно лоббируют пересмотр общего для региона исторического пути. Примером тому стала практика последних циклов реформ в Узбекистане, Киргизии и Туркменистане.

Сегодня как никогда ранее важно сохранить и защитить общие историческое и культурное население региона. Благодаря сотрудничеству в образовательной сфере ученых из Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан создан формат, призванный отстаивать общую историю.

29-30 октября на базе Научно-образовательного центра «Большой Алтай» и Алтайского государственного университета пройдут сразу два мероприятия, посвящённых сохранению и развитию общего исторического наследия – международная научная конференция «Индустриальное строительство в Центральной Азии: историческое значение для региона (к 90-летию со дня открытия Туркестано-Сибирской железной дороги)» и молодежный форум «Россия и тюркский мир: взгляд молодежи стран Большого Алтая».

Для участия в международных конференциях приглашаются ученые-историки, обществоведы, политологи, экономисты и юристы. Работа конференций объединит научные интересы более 100 специалистов. На мероприятиях, посвящённых интеграции молодежных научных сообществ, также получила представительство Турецкая Республика – Стамбульский университет и его профессор, д-р филол. наук О.С. Сапашев.

Развитие Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали тесно взаимосвязано с историей Центральной Азии и пространства Алтая. Турксиб определял и продолжает оказывать мощное воздействие на динамику социально-экономического развития региона, включая текущий этап сращений интеграционных проектов Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества.

В 1878 году в Министерство Путей Сообщения был представлен проект сооружения железной дороги от Тюмени через Акмолинск до Ташкента, который так и остался на стадии технико-экономического обоснования. В 1906 году кабинет министров Российской империи принял решение о начале строительства южной ветки Транссибирской магистрали по линии Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск. Алтайская железная дорога была введена в постоянную эксплуатацию в 1917 году. В 1918 году в Омске адмиралом Колчаком, в целях обеспечения войск «Белого движения» провизией, была поставлена задача постройки линии Семипалатинск – Сергиополь. В 1919 году под руководством американского инженера Д.Ф. Стивенса было проложено по облегченным нормам 140 км пути, однако после освобождения Сибири и Средней Азии частями Рабоче-крестьянской Красной армии пути были разобраны и переброшены на обеспечение инженерных нужд.

Туркестано-Сибирская железная дорога стала одним из центральных экономических проектов Советского Союза 20-х гг. ХХ в., наряду с Днепростроем и Волго-Донским каналом. Решение о ее строительстве было принято 3 декабря 1926 года Советом труда и обороны СССР. Главной целью строительства новой железнодорожной магистрали было обеспечение более короткой транспортной связи Сибири со Средней Азией как для динамического развития межрегиональных экономических контактов, так и прикрытия оперативных районов войсками в борьбе с бандитизмом, басмачеством и подрывной детальностью. После ввода в эксплуатацию всех участков магистрали в апреле 1930 г. она способствовала значительному росту экономики и социальной сферы Казахстана и Среднеазиатских республик. С ней напрямую связано развитие хлопководства в СССР, как в интересах легкой промышленности, так и наукоемких направлений, материаловедения и военно-промышленного комплекса. Кроме того, именно Турсиб стал отправной точкой в разработке полезных ископаемых Среднеазиатских Республик и отечественной науки по всем стратегическим направлениям от продовольствия до Космоса и передовых технологий. Турксиб также известен как школа российского железнодорожного строительства. Дорога сооружалась по проекту и под руководством советских инженеров, трудом рабочих, представляющих многие национальности страны и региона. Здесь прошли хорошую профессиональную выучку и выросли замечательные инженерные кадры и специалисты из всех отраслей промышленности.

Данное направление осталось стратегическим и по сей день, как с точки зрения гуманитарных составляющих, так и в рамках обеспечения безопасности и военно-политического статуса в Центрально-Азиатском регионе, оспариваемого многими силами на современном этапе развития геополитики и международных отношений. И именно поэтому так важен формат, раскрывающий все аспекты исторического развития Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали и Средней Азии, сквозь вызовы, с которыми сталкивались народы всего региона.

Мероприятия, посвящённые Турксибу ориентированы на всесторонний анализ источниковых ресурсов изучения индустриализации в центральноазиатских республиках и истории Туркестано-Сибирской железной дороги, доиндустриального развития региона, динамикам экономических и социально-политических процессов во время индустриализации и ввода в эксплуатацию железной дороги. Внимание заострено также на ее роли в становлении органов власти и управлении в автономных республиках, вопросах подготовки обеспечивающих кадров, региональной логистики. Кроме того, отдельный секционный формат посвящён роли Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали в реализации национальных целей и стратегических задач развития республик постсоветской Центральной Азии.

Целями мероприятия выступает всестороннее обсуждение вопросов, связанных с изучением различных аспектов развития региона, строительства Туркестано-Сибирской железной дороги, ее роли для экономического развития Центрально-Азиатского региона и России, а также интеграция молодежного научного сообщества, способствующего развитию общего исторического наследия.

Итогами молодежного крыла мероприятий выступят: принятие Резолюции по итогам Форума; принятие Положения о Международной школе молодых ученых – тюркологов, алтаистов и монголоведов; создание на базе Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» постоянно действующей научной площадки для передачи опыта, обучения, воспитания молодого научного сообщества, интеграции научных исследований молодых ученых – тюркологов и специалистов исследующих регион, утверждение плана работы Международной школы молодых ученых – тюркологов, алтаистов и монголоведов в 2021 г., связанной с конгрессом «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историко-культурное наследие и современность».

Таким образом, сформированные на базе Научно-образовательного центра «Большой Алтай» и Алтайского государственного университета форматы формируют прочную основу для межкультурного диалога, развития гуманитарной сферы в контексте сохранения и развития общего исторического наследия. Полученные наработки, наряду с расширением имеющихся контактов, показывают потребность в подобном сотрудничестве со всеми странами региона, вовлеченными в общественный диалог и сталкивающимися с своевременными геополитическими вызовами.

Прочтите также

Материалы автора: Maksim Aleksandrov

Российский журналист-обозреватель. Специализируется на освещении событий, происходящих в политике и общественной жизни стран Ближнего Востока, России. e-mail: Maksimaleksandrov@polit-asia.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
ru_RU