
В Баку начинается бизнес-сезон. По насыщенности программы предпринимательских форумов и разноплановости их повесток можно заметить, что Азербайджан готов в условиях промышленно-экономического хаоса перехватить инициативу и стать не только выходом в Европу для России, но и инструментом нивелирования санкций для самой Европы.
И если крупные международные форумы 2023 года Израиль-Азербайджан и Узбекистан-Азербайджан уже прошли, то Россия-Азербайджан только стартуют. И судя по большому списку намерений, заявленных в ходе создания совместного соглашения о сотрудничестве между парламентами, эта работа будет крайне продуктивной. Документ был подписан Вячеславом Володиным и Сахибой Гафаровой 13 февраля 2023 года.
На сегодняшний день можно судить о том, что российская и азербайджанская стороны переходит от модели «посредничества» к формированию многопрофильной среды, охватывающей все сферы экономики от банковского сектора, до отраслевых производств и логистики. При этом именно Азербайджан в связке с Турцией и Ираном выстроили микромеханизмы для формирования с Российской Федерацией новой логистической среды в Каспийском регионе.
В наступившем 2023 году начнется активная фаза обустройства международного магистрального транспортного коридора «Север — Юг». В первые пять лет правительство Российской Федерации планирует выделить на проекты развития коммуникаций коридора «Север — Юг» (МТК) порядка 200 миллиардов рублей (2,8 миллиарда долларов).
Одна часть проектов будет касаться связей с Азербайджаном, другая — влиять на общую пропускную способность транспортного коридора.
Основной поток автомобильного транспорта по МТК формируется в системе автомагистралей «Дон» — «Кавказ» — «граница РФ» — «Баку».
Строительство объездных дорог вокруг Хасавюрта (21 километр) и Дербента (32 километра), включенных в «План мероприятий по строительству и реконструкции дорог РФ на 2023-2027 годы», увеличит пропускную способность трассы «Кавказ», которая связана через Дагестан с перевозками по западной ветке «Север — Юг», охватывающей Азербайджан, Иран, Грузию и Турцию.
Объем транзита по трем автомобильным пунктам пропуска — «Яраг — Казмаляр», «Тагиркент — Казмаляр» и «Ново — Филя» по итогам 2022 года приблизился к трем миллионам тонн (за первые шесть месяцев эксплуатации был зафиксирован рост в 300 процентов).
Учитывая данные РЖД, по которым только за январь-сентябрь 2022 года через погранпереход Самур — Ялама по железной дороге проследовало 5,3 миллиона тонн (рост на 55 процентов), то общий грузопоток на треке Россия-Азербайджан можно оценить по итогам года в более чем 9 миллионов тонн.
Кроме того, в сентябре министры транспорта России, Азербайджана и Ирана подписали в Баку «Декларацию по развитию МТК». Стороны признали необходимость создания благоприятных условий для совершенствования существующей инфраструктуры региональной торговли и грузоперевозок, включая регулярный обмен информацией.
Главный вопрос — создание условий для логистических центров и сервисов перевалки российских грузов в портах Энзели, Бендер-Аббас — специальный терминал для российских грузов, следующих в страны и из стран Персидского залива и Южной Азии, проработка и утверждение технико-экономического обоснования транспортно-логистического хаба в портовой зоне Бендер-Аббас.
Предварительная документация по этим направлениям должна была быть выполнена к январю 2023 года, но точных сведений о результатах пока нет. Первый квартал наступившего года покажет, что было сделано и где вновь возникли трудности.
База для всеобъемлющего сотрудничества была сформирована в рамках встречи президентов двух стран в 2022 году. В нем были отмечены не только перспективы, но и фундаментальные основы в культуре и ценностном восприятии народов России и Азербайджана.
В то же время сами предприниматели не ждут официальных заявлений от правительства ни с той, ни с другой стороны. Они организуют встречи, выставки и круглые столы на местах, обеспечивая условия для взаимопроникновения бизнесов. Поскольку ирано-азербайджанский вектор позволяет обеспечить как объединения с рынками Центральной и Юго-Восточной Азии, так и обеспечить доступ к инвестиционному развитию ближневосточных и африканских стран.
Итог бизнес-контактов можно было оценить на площадке «Предприниматель года 2023» в Азербайджане, — более 30% участников так или иначе взаимодействуют с РФ, хотя в общем списке партнеров более 60 стран. Представители куратора престижного мероприятия Агентства развития малого и среднего бизнеса (МСБ) Азербайджана также отмечают увеличение товарооборота и взаимного интереса.
Интересно, что большие расстояния предпринимателям не становятся помехой. Традиционно активен на бизнес-встречах в Баку Алтайский край, но интерес к расширению интересов есть и у Томской, Омской, Новосибирской областей, а также Башкортостана и Татарстана.
Президент Татарстана Рустам Минниханов даже лично открывал масштабное мероприятие в ноябре 2022 года, приехав знакомиться с перспективами сотрудничества фармацевтических, косметологических и научно-исследовательских предприятий Казани в Азербайджане. Он же поставил подпись и под договором сотрудничества Иннополиса с рядом НИИ Баку.
На 2023 год уже заявлен целый ряд профильных выставок, на которые ждут российских предпринимателей среднего и малого звена:
- Caspian Agro 2023 — сельское хозяйство, агрокомплекс, техника;
- InterFood Azerbaijan 2023 — продукты, напитки;
- Caspian Oil and Gas 2023 — глобальный нефтегазовый форум;
- Aquatherm Baku 2023 — строительство, ремонт, отделка;
- Baku Book Fair 2023 — малое предпринимательство, ремесла.
Одним из интереснейших мероприятий должна стать и выставка франшиз в Баку 2023. Как и в рамках традиционных бизнес-десантов на ней часто презентуют пакетные предложения по открытию бизнеса как для местных предпринимателей от российских, так и от азербайджанских с перспективами расширения на РФ. В любом случае по количеству проданных билетов уже понятно — бизнес-сезон в Баку будет жарким.