
31 мая завершился визит председателя Халк Маслахаты Туркменистана, Гурбангулы Бердымухамедова в Иран, где проведены переговоры с президентом Сейедом Эбрахимом Раиси. На повестку дня вынесен весь комплекс вопросов туркменско-иранских отношений. Подробней о результатах визита читайте в материале «Polit-asia.kz».
Итоги визита
В ходе визита стороны констатировали наличие широких перспектив для наращивания двустороннего сотрудничества по всем направлениям, вывода туркменско-иранского взаимодействия на новые уровни.
Предметом заинтересованного обмена мнениями стали перспективы сотрудничества по линии транспорта, топливно-энергетического сектора, электроэнергетики, сельского и водного хозяйства, дорожного и городского строительства, финансово-банковской сферы, а также таможенных органов.
Подписанные документы
По итогам встреч стороны подписали пять документов о сотрудничестве в различных сферах:
меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в электроэнергетике между министерством энергетики Туркменистана и министерством энергетики Ирана;
программа сотрудничества на 2023–2024 годы между министерством иностранных дел Туркменистана и министерством иностранных дел Ирана;
программа совместных мероприятий по углублению и расширению сотрудничества на 2023–2024 годы между государственной таможенной службой Туркменистана и таможенным управлением Ирана;
меморандум о сотрудничестве в сферах образования и здравоохранения между государственным медицинским университетом Туркменистана и Мешхедским университетом медицинских наук;
меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области образования между Туркменским сельскохозяйственным университетом и Гургенским университетом сельскохозяйственных наук и природных ресурсов.
Торговля и энергетика
Сторонами отмечено увеличение объемов товарооборота. В частности, за десять месяцев иранского года (21 марта – 20 января) Туркменистан импортировал товаров на 32,64 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За этот же период стороны обменялись 1,1 млн тонной продукции на сумму 389, 65 млн долларов.
Высказано предложение об активизации решения вопросов, относящихся к поставкам и транзиту газа, увеличению экспорта и импорта, наращиванию взаимодействия в транспортной сфере и в области электроэнергетики.
Стало известно, что в ближайшее время Иран подпишет контракт на импорт туркменского газа. Согласно договоренностям, с июня текущего года из Туркменистана будет импортироваться около 10 млн кубометров природного газа в сутки.
Обсуждены вопросы создания рынков на туркменско-иранской границе. На сегодняшний день между странами проходит около 600 вагонов с грузами. Видится потенциал увеличения мощности в четыре раза. В данном контексте в ближайшее время стороны разработают и подпишут всеобъемлющий транспортный документ.
В числе перспективных векторов партнерства также названа электроэнергетика. В данном аспекте говорилось о важности ускорения работ по прокладке линии электропередачи Мары–Мешхед, которая свяжет две страны. Текущая мощность обмена электроэнергией между Ираном и Туркменистаном составляет 500 мегаватт. С запуском новой линии электропередачи объемы увеличатся в два раза и достигнут 1000 мегаватт.
Сотрудничество на Каспии
Важное место в отношениях между Туркменистаном и Ираном отводится вопросам, связанным с Каспийским морем. По мнению сторон, происходящие сегодня геополитические процессы в регионе требуют активизации совместных усилий по укреплению совместной региональной безопасности.
Отмечена важность достигнутых договоренностей по итогам состоявшегося в Ашхабаде 29 июня 2022 года Шестого Каспийского Саммита глав государств региона. Подчеркнуто значение Каспийского бассейна не только в политическом аспекте, но и с экономической точки зрения. В данном аспекте стороны усматривают наличие стратегических возможностей для наращивания сотрудничества.
Афганская повестка
Стороны обменялись мнениями в свете происходящих глобальных процессов и с учетом возрастающей роли центральноазиатского региона. Особое внимание уделяется одному из актуальных вопросов, в частности, обеспечению безопасности и стабильности в регионе.
Туркменистан выдвигает инициативы по стабилизации ситуации в Афганистане. В частности, дан старт реализации ряда региональных и международных инфраструктурных проектов при участии Кабула в таких направлениях, как энергетика, транспорт и коммуникации. В данном контексте особое значение имеет и строительство железных дорог, осуществляемое Ираном.
Экспертное мнение
По мнению экспертов, главной темой обсуждения стали транспортно-логистические вопросы. Туркменистан предпринимает усилия по увеличению транзита товаров через свою территорию, в рамках которого упрощение таможенных процедур играет одну из ключевых ролей. К слову, именно поэтому между сторонами подписана целая программа совместных мероприятий по углублению и расширению сотрудничества между таможенными службами двух стран. Остальные подписанные документы оцениваются как «фоновые».
Ашхабад видит огромный потенциал в направлении транзита товаров по своей территории, особенно с учетом железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран, представляющей собой ветку маршрута Север-Юг. Эксперты полагают, что Восточный маршрут этого коридора потребует меньше капитальных затрат по сравнению с другими маршрутами.
На сегодняшний день основной поток грузоперевозок по коридору Север-Юг на территории Туркменистана привлекает Серахс – южный пограничный переход с Ираном, но есть также переход Акяйла-Инчебурун на западе страны, который может увеличить объем транзита.
Разрабатывается возможность использования еще одного направления – через станцию Артык на линии Ашхабад-Мары, где построен и начал функционировать частный грузовой терминал для перевалки грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом. В развитии мультимодальных перевозок Туркменистан также работает над предоставлением льготных условий для водителей, включая упрощенные визовые правила и тарифы.
Одним из перспективных направлений транспортного коридора Север-Юг является международный морской порт Туркменбаши. В целях наращивания грузоперевозок через Каспийское море будет создан логистический центр Туркменистана в портовой особой экономической зоне «ОЭЗ «Лотос» Астраханской области.
Еще одним серьезным стимулом для роста объема грузоперевозок станет строительство новой автомагистрали Туркменбаши – Гарабогаз — граница Казахстана. Инвестиции в этот проект позволят активизировать грузовое и пассажирское сообщения между странами, а его расширение на территорию Казахстана и далее по России укрепит международную транспортно-транзитную инфраструктуру и повысит качество логистических услуг.